Можно ли пользоваться чётками мусульманину?

21 Июль 2018
35103

В этой статье мы постараемся с помощью Аллаха раскрыть и разобрать вопросы, касающиеся разногласий по поводу дозволенности и желательности использования чёток, которыми мусульмане пользуются для ведения счёта и контроля количества поминаний Аллаха, а также благословления Пророка .

Здесь мы приведём слова великих учёных Ислама, которые подробно разъясняли нам практически все аспекты Ислама и указали на путь правильного понимания и применения на практике всех норм шариата.

Прежде чем приступить непосредственно к вопросу чёток, необходимо дать определение самому термину. Что это такое и каким образом они дошли до нас? В связи с этим наше основное внимание будет приковано к трудам некоторых учёных и их разъяснению данного вопроса на основе Сунны Пророка Мухаммада и действий Его великих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).

Итак, термин «чётки» в арабской лексикологии обозначается выражением «ас-субха(т)».

Определение чёток (субха) в арабском языке

Великий учёный шафиитского мазхаба Имам Мухйиддин Ан-Навави, перу которого принадлежит множество трудов, в числе которых и комментарии к сборнику достоверных хадисов «Сахих Муслим», в своей энциклопедии арабских терминов и выражений «Тазхиб аль-асмаи ва ал-люга» пишет, что термин «ас-субха» означает чётки, как мы отмечали выше, и это нанизанные на нить бусинки, при помощи которых обычно поминают Аллаха и используют для счёта.

В арабском словаре пишется, что выражение «ас-субха» означает собранные на нить зёрна (бусинки) для контроля количества того или иного поминания.

Далее мы приведём доводы из жизнеописания Пророка и из жизни сподвижников, указывающие на дозволенность использования чёток:

1. передаётся от Абдулы ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), который сказал: «Я видел, как Пророк поминал Аллаха, ведя счёт на пальцах своей благословенной руки». (Тирмизи, 3411; Абу Давуд, 1502)

2. Пророк повелел женщинам вести счёт на пальцах, сказав: «Благословляйте Всевышнего, говорите "Ля илаха иля Ллах" и "Субхана Ллах" и считайте количество упоминаний кончиками своих пальцев, поистине, с них спросят, и они заговорят в День Суда». (Абу Давуд, 1501; Тирмизи, 3583; Ахмад, 370/6)

3. Передаётся со слов Сафии, что Пророк как-то зашёл к ней, и перед ней было 4000 финиковых косточек, с помощью которых она прославляла Аллаха, и он спросил: «Что это, о дочь Хайя?», на что она ответила: «Я на них благословляю Всевышнего». И сказал Пророк : «Я благословил Аллаха, пока стоял у твоей головы, больше, чем ты на них». Она сказала: «Научи меня тоже, о посланник Аллаха». Пророк ответил:

«Скажи Субхана Ллахи ʻадада хальки-хи (Пречист Аллах числом его творений)». (Тирмизи, 3554)

4. Имам Ахмад в своей книге «Аз-Зухд» передаёт от Уббайда, что его мать сказала: «Я увидела, как сподвижник посланника Аллаха Абу Сафият (он был нашим соседом) благословлял Аллаха на камушках».

5. Имам Ахмад привёл в той же книге «Аз-Зухд» слова Абдурахмана, который сказал: «У Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) были финиковые косточки в кармане, и каждый раз после утреннего намаза он вытаскивал их по одной и благословлял Аллаха на них, пока они не заканчивались у него в кармане».

6. От Абу Назрата передаётся, что ему рассказал его шейх: «Я гостил у Абу Хурайры в Медине, и не видел сподвижника Пророка более гостеприимного и заботливого по отношению к гостям, чем он. Однажды, когда я гостил у него, он сидел на своей постели, и с ним был мешочек, в котором были камушки (косточки), на которых он поминал Аллаха, а у него в ногах сидела его чёрная рабыня, которой он бросал эти косточки, и когда они заканчивались, он кидал мешочек к ней, она заполняла мешочек косточками и снова подавала к нему». (Абу Давуд)

7. Также Ибн Абу Шайба передал от Абу Саида аль Худрий (да будет доволен им Аллах), что тот благословлял Всевышнего на камушках, а также является достоверным, что и у Абу Хурайры была нитка, завязанная тысячей узелков, и он не засыпал, не благословив на ней Аллаха.

8. Также передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он занимался поминанием Всевышнего с помощью разноцветных финиковых косточек.

Слова учёных о дозволенности использования чёток

Умар аль Маккий сказал: «Я видел моего устаза Хасана аль Басри (да будет доволен им Аллах), и у него в руках были чётки, и я спросил его: "О учитель, ты до сих пор ходишь с чётками, несмотря на твоё положение перед Аллахом и несмотря на твоё усердие в поклонении?", на что шейх ответил: "Этой вещью (имея в виду чётки) мы пользовались в начале нашего пути и не оставим её в конце пути. Поистине, я люблю поминать Всевышнего своим сердцем, рукою и языком"».

Мухаммад аль Амир в книге «Рисалат» приводит слова шейха Абу Аль-Аббаса: «Из слов Хасана аль Басрий (да будет доволен им Аллах) становится ясным, что чётками пользовались со времён сподвижников Пророка , так как путь его начинался со времён сподвижников».

В книге «Аз-Заваджир ʻан иктираф аль-Кабаир» Ибн Хаджар Аль-Маккий Аль-Хайтами, поясняя вопрос использования шёлка, пишет: «Дозволяется, к примеру, сидеть на шёлковом покрывале, даже если оно тонкое, но использовать шёлк для покрытия тела не дозволяется, однако дозволяется делать вышивку на рукавах одежды, если её размер не превышает четыре пальца, и также разрешается использовать шёлковую нить для чёток и изготовления чехла для Корана». Отсюда понимается, что Ибн Хаджар счёл дозволенным использование шёлковой нити для чёток.

Ибн Джавзий также сказал: «Использование чёток являются желательным, исходя из того, что Сафият в вышеприведённом хадисе пользовалась финиковыми косточками, и Пророк не стал порицать это. А чётки подобны им (косточкам), так как цель одна и у чёток, и у косточек, несмотря на то что в чётках бусины упорядочены нитью».

Также сказал ʻИкримат: «Чётками пользовались великие люди, на которых ссылаются в вопросах религии, у которых берут доводы и за которыми следуют, например, Абу Хурайра – у него была нитка с 2000 узелочками, и он не засыпал, пока не поминал Аллаха на них 12 тысяч раз».

В книге «Ад-Дурар аль-мухтар» (книга ханафитского мазхаба) пишется: «Можно использовать чётки, но только не для показухи, как это разъяснено в книге "Аль-Бахр"».

Имам Ас-Суюти пишет: «Поистине, чётками пользовались благочестивые люди, на которых ссылаются и чьи слова приводят в качестве доводов. Если бы использование чёток не обосновывалось ничем, кроме следования этим имамам и следования их пути, то и этого было бы достаточно в качестве довода».

Кади Абу Аббас Ахмад бин Халкан в книге «Вафая Аль-Айян» рассказал, что как-то в руках Абу Аль-Касима Аль-Джунайда ибн Мухаммада он заметил чётки и спросил его: «Ты, несмотря на своё благородство, держишь в руках чётки?», на что тот ответил: «Это путь, который привёл меня к моему Господу, и я не расстанусь с ними». («Аль-Хави», 2/37-40)

Великий учёный ханафитского мазхаба Ибн ʻАбидин в своей известной книге «Хашия Ибн ʻАбидин» пишет следующее: «Не порицается использование чёток, и доводом к их дозволенности является хадис, который передали Абу Давуд, Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Хиббан и Хаким (и сказано, что по достоверной цепочке) от Саʻда ибн Абу Вакаса, согласно которому он зашёл вместе с Пророком к одной женщине, и перед ней были финиковые косточки (по другой версии – камушки), на которых она благословляла Всевышнего, и сказал ей Пророк : "Я расскажу тебе то, что легче и ценнее для тебя, чем это", и сказал: "Субхана Ллахи ʻадада ма халяка фи-с-самаи ва субхана Ллагьи ʻадада ма халяка фи-ль-арзи ва субхана Ллагьи ʻадада ма байна залика (Пречист Аллах числом своих творений на небесах, пречист Аллах числом своих творений на земле, пречист Аллах числом своих творений между небом и землёй)".

Заметьте, что Пророк не запретил поминать Аллаха таким образом, он лишь указал на более лёгкий и ценный путь. Если бы это было порицаемым, то он отметил бы это.

Чётки ничем не отличаются от финиковых косточек, кроме сборки с помощью нити. В подобных действиях нет запрета, и, несомненно, чётками пользовались избранные люди суфийской общины и другие праведники». («Хашия Ибн ʻАбидин», 1/457)

А теперь мы развеем сомнения, возникающие вокруг использования чёток.

1. Если бы в чётках было благо, то Пророк сам пользовался бы ими, и сподвижники указали бы на это.

Ответ на это будет следующий: не всё, что не делал сам Пророк , является ошибочным, а те деяния, в которых Пророк проявил солидарность, когда они происходили перед ним, и которые он не порицал, также являются благом. Доводом к этому служит тот факт, что Пророк сам вёл счёт на кончиках пальцев и также повелел женщинам вести счёт на кончиках пальцев, как мы это описали в начале наших доводов.

2. Некоторые учёные установили, что ведение счета как такового в азкарах является нововведением, и может возникнуть вопрос: «Какая необходимость в использовании чёток?»

Ответ на это: Поистине, слова тех, кто говорит, что ведение счёта является нововведением, опровергнуто самим Пророком , так как он сам вёл счёт, и великие сподвижники тоже вели счёт.

А что касается мнения, что чётки дошли до нас от иноверцев или из неисламских стран, то оно не достоверно, так как мы уже подробно установили, что их возникновение и распространение берёт своё начало ещё в эпоху расцвета исламской мысли и мусульманской культуры.

Если использование чёток относится к благим деяниям с намерением возвеличить зикр и восхвалять Аллаха, то нет вреда и порицания в этом, но если использовать их в плохом деле, с намерением обрести известность и приковывать к себе внимание людей, то это является харамом.

Интересным случаем и прекрасным примером служит рассказ имама Ас-Суюти о том, как он с группой людей был на пути в Иерусалим, и их настиг отряд арабов, которые лишили его и остальную группу всего имущества, что у них было, и когда они сняли чалму с его головы, то оттуда выпали чётки. Заметив их, арабы сказали: «Он носит с собой чётки», и всё вернули ему, и ушёл он оттуда целый и невредимый. И сказал Ас-Суюти: «Смотри, о мой брат, на обладателей этих благодатных и прекрасных чёток и на то, что содержат они в себе из благ этого мира и ахирата». («Нузхат аль-фикр фи субха аз-зикр»)

Из всего вышеприведённого необходимо сделать итоговый вывод: обоснование дозволенности использования чёток для счета зикра утверждено в нашей религии, изменился лишь их вид – косточки и камушки, а узелки на нитках и чтение зикра на кончиках пальцев преобразовались в бусинки, нанизанные на нитку, которые носят с собой праведники и на которых поминают Всевышнего, соблюдая с их помощью вирды (азкары, читаемые в определённое время в определённом порядке).

Мнений и доводов всех этих учёных достаточно для тех, кто хочет удостовериться в дозволенности чёток. Да поможет нам Всевышний.

Джалал Забихов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.