Обычно мы считаем скупым человека, который стремится всячески избежать денежных, имущественных или других расходов. Скупой человек до жадности бережлив и всячески избегает расходов и трат, зачастую он вообще не хочет тратить средства ни на себя, ни на других.
Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) под скупым человеком подразумевал не того, кто избегает материальных трат и расходов, а того, кто избегает определённого поклонения, за которое человек получает большое вознаграждение. Такой человек, не желающий получить свою награду, прежде всего проявляет скупость по отношению к самому себе.
Человеку, который слышал упоминание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), следует благословить и поприветствовать его (прочитать салават), ибо отказ от чтения салавата в таких случаях является отказом от проявления должного почтения к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Со слов ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
البَخِيلُ الَّذِي مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ
«Будет скупым тот человек, который не призывает благословение и приветствие (не произносит салават) на меня, когда меня упоминают в его присутствии». (Имам Ахмад, 1736; Тирмизи, 3546; Ибн Хиббан, 909)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Байхаки от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِنَّ الْبَخِيلَ كُلَّ الْبَخِيلِ مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ
«Поистине, самым скупым из скупых будет тот, кто не призывает благословение и приветствие (не произносит салават) на меня, когда меня упоминают в его присутствии». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 1464)
Такой человек проявляет скупость прежде всего по отношению к самому себе, так как, отказываясь призывать благословение и приветствие на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), он лишает себя возможности получить за это большую награду.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
رَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ
«Да постигнет унижение человека, который не призовёт на меня благословение и приветствие (не прочитает салават за меня), когда в его присутствии упомянут меня». (Тирмизи, 3545; Ибн Хиббан, 908)
Таким образом, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) побуждал мусульман призывать на него благословения и приветствия, но при этом он заботился о своей умме, а не искал в этом выгоду для себя, ибо тот, кто произнесёт салават, получает за это большую награду. Частое произнесение салавата делает верующего самым приближённым к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) человеком в День воскрешения.
От ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
أَوْلَى النَّاسِ بِي يَومَ القِيَامَةِ أكْثَرُهُمْ عَلَيَّ صَلاَةً
«В День воскрешения ближе всех остальных людей ко мне окажутся те из них, которые чаще других призывали на меня благословение и приветствие». (Тирмизи, 484; Бухари, «Ат-Тарих аль-абир», 559; Ибн Хиббан, 911)
Чтение салавата за Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) является одним из самых достойных видов поклонения. Поэтому верующему не следует пренебрегать этим. Произносить салават желательно при каждом упоминании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), даже если оно повторяется сотни раз на одном и том же собрании.
Есть мнение, что следует обязательно призывать благословение и приветствие на Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) при каждом его упоминании. Несмотря на то, что это мнение абсолютного меньшинства учёных, оно лишний раз указывает на важность чтения салавата и недопустимость проявления пренебрежения по отношению к нему.
Каждый раз, когда человек произносит салават, он приносит себе огромную пользу. Ведь произнесение одного салавата вознаграждается десятью благословениями от Всевышнего Аллаха. И чем больше человек читает салават, тем больше Всевышний благословляет его.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَنْ صَلَّى عَلَيَّ وَاحِدَةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا
«Того, кто помолится о благословении моём (прочитает салават за меня) один раз, Всевышний Аллах благословит десять раз». (Муслим, 408; Абу Дауд, 1530; Тирмизи, 485)
В той версии хадиса, которую Абу Давуд и Ан-Насаи передают от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلْيُصَلِّ عَلَيَّ، وَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ مَرَّةً صَلَّى الله عَلَيْهِ عَشْرًا
«Пусть человек, в чьём присутствии упоминается моё имя, произносит салават за меня. Тому, кто произнесёт салават за меня один раз, Аллах пошлёт десять благословений». (Абу Давуд, «Муснад», 2236; Ан-Насаи, 9806)
Исходя из этого и других хадисов, учёные сказали, что, когда имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха) упоминается на каком-то собрании людей, тому, кто услышал его, следует произнести за него салават.
Итак, если человек где-то слышит или сам прочитает имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ему следует (сунна) произнести салават за него. Если его имя упоминается ещё раз, следует произнести салават ещё раз, сколько бы раз ни повторялось его имя.
Муслим Абдулаев