Нужно ли прерывать намаз, если кому-то рядом стало плохо?

14 Октябрь 2020
30299

Совершение пятикратного намаза является обязанностью каждого мусульманина. В принципе, нельзя прерывать любой обязательный намаз, как и другие обязательные поклонения, после того как верующий приступил к его совершению.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘шарх аль-мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Человеку, приступившему к совершению обязательного намаза в начале отрезка времени, отведённого для его совершения, запрещается прерывать его без уважительной причины, даже если осталось достаточно времени для того, чтобы повторно совершить намаз».

Не секрет, что намаз занимает особое место в поклонении мусульманина, все мы знаем, как важен он для верующего. Это второй столп Ислама, и в Священном Коране многократно повторяется веление совершать его. Намаз также является деянием, за которое раб в Судный день будет отчитываться в первую очередь.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلَاتُهُ، فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ، وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ، فَإِنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ، قَالَ الرَّبُّ عَزَّ وَجَلَّ: انْظُرُوا هَلْ لِعَبْدِي مِنْ تَطَوُّعٍ فَيُكَمَّلَ بِهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ، ثُمَّ يَكُونُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلَى ذَلِكَ

«Поистине, в День воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности, обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: "Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно (суннат-намазы), чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном", – а затем и со всеми остальными его делами поступят так же». (Имам Ахмад, 20692; Тирмизи, 413; Ибн Маджах, 1425; Ан-Насаи, 466)

Намаз является одним из столпов Ислама, поэтому прерывать намаз в обычных условиях не разрешается. Однако, если для спасения жизни или защиты имущества нужно прервать молитву, то это не запрещено, ведь Ислам обязывает нас к защите пяти вещей: религии, жизни, имущества, разума и потомства. Верующий обязан принять все необходимые меры для их защиты. Также всё, что вредит этим пяти вещам, является запретным.

Здесь также возникает вопрос: учитывая, что совершение намаза является обязанностью мусульманина, и в то же время защита жизни человека также является обязанностью, должен ли мусульманин, прервав исполнение одной обязанности– намаза – приступить к исполнению другой– помочь человеку, жизни или здоровью которого угрожает опасность.

Если человек прервал совершение намаза по необходимости – для спасения человека от огня или другого вреда или для защиты имущества от пропажи, то это разрешается.

В некоторых случаях прекращение намаза становится даже обязательным. Например, когда нужно спасти утопающего, потушить пожар, предупредить маленького ребёнка или слепого человека, которые могут упасть в яму или погибнуть в огне.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям в своей книге «Кава‘ид аль-ахкам фи масалих аль-анам» относительно таких случаев приводит следующее шариатское правило (ка‘ида):

«Нужно предпочесть спасение утопающих, жизнь которых неприкосновенна, совершению намазов. Потому что спасение утопающих, чья жизнь неприкосновенна, лучше для Всевышнего Аллаха, чем совершение намазов.

У человека также есть возможность совместить совершение обоих полезных дел: сначала спасти утопающего, а потом возместить пропущенный из-за этого намаз. Ведь известно, что польза, которую получил бы человек, совершив тот намаз, который он пропустил, даже близко не сравнима с наградой за спасение жизни мусульманина от гибели.

Такое же решение действительно и в отношении человека, который соблюдает обязательный пост в Рамадан и увидел утопающего, которого он не сможет спасти, не прервав пост, или увидел, что напали на человека, которого он не может спасти, если не наберётся сил, прервав пост и поев, в таких случаях он должен прервать пост и спасти этого человека».

Исходя из всего вышеприведённого, мы понимаем, что, если во время совершения намаза кому-то рядом стало плохо и требуется помощь, так как поблизости нет никого, кто мог бы помочь этому человеку, молящийся должен прервать свой намаз и оказать помощь больному. Оказав необходимую помощь, человеку, прервавшему намаз, необходимо совершить его заново.

Такое же решение действительно в отношении того, кто потерял сознание, ранен, упал в воду и так далее: во всех подобных случаях нужно прервать намаз и помочь попавшему в беду.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.