Можно ли прервать дополнительный пост, если пригласили в гости

7 Декабрь 2020
9735

Соблюдение обязательного и желательного поста является одной из важнейших обязанностей верующего. За пост человек получает отдельную награду, которую Всевышний Аллах увеличивает многократно, ибо в посте отсутствует фальшь.

Человеку не разрешается прерывать обязательной пост, как и другие обязательные поклонения: намаз, хадж и другие. Однако верующий, соблюдающий добровольный пост, вправе прервать его в любой момент.

Если того, кто соблюдает желательный пост, позовут в гости, ему лучше поступить так, как он считает нужным. Если он видит благо в завершении поста в сочетании с отказом от приглашения или же в принятии приглашения, но в отказе от трапезы, пусть делает так, как посчитает нужным, и сделает дуа за тех, кто его пригласил.

Если же он видит благо в том, чтобы прервать желательный пост, принять приглашение к трапезе и поучаствовать в ней, он имеет на это полное право, и в этом нет ничего предосудительного.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا دُعِيَ أحَدُكُمْ فَلْيُجِبْ، فَإنْ كَانَ صَائِماً فَلْيُصَلِّ، وَإنْ كَانَ مُفْطِراً فَلْيَطْعَمْ

«Когда кого-нибудь из вас пригласят, пусть примет приглашение, и если он соблюдает пост, пусть помолится (пусть обратится к Аллаху с мольбой за собравшихся за столом и тех, кто его пригласил), если же он не постится, пусть поест». (Имам Ахмад, 10575; Муслим, 1431; Абу Дауд, 2460; Тирмизи 780; Ибн Хиббан, 5306)

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет об этом следующее:

«Тот, кто приступил к соблюдению желательного поста или к совершению суннат-намаза, имеет право прервать их. Что касается поста, то это разрешается, на основании слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

الصَّائِمُ الْمُتَطَوِّعُ أَمِيرُ نَفْسِهِ إِنْ شَاءَ صَامَ وَإِنْ شَاءَ أَفْطَرَ

"Соблюдающий добровольный пост сам себе хозяин: если желает, то постится, а если не желает, то оставляет пост". (Имам Ахмад, 26353)».

Если того, кто соблюдает добровольный пост, приглашают в гости, и тому, кто его пригласил, будет в тягость его отказ от угощения, то желательно прервать добровольный пост.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж» пишет об этом следующее:

«Что касается желательного поста, то разрешается прервать и оставить его. Если же хозяину в тягость его отказ от угощения из-за желательного поста (то есть это может обидеть хозяина), лучше прервать пост, в противном же случае лучше поститься до конца. Аллах знает лучше!».

Если человек не прервал и довёл до конца пост, он, естественно, получит награду за свой пост. Если же он решил прервать пост и отведать предоставленную еду без особой причины, он не получит награду, даже за тот отрезок времени, в течение которого он постился.

Если же у постящегося была уважительная причина прервать желательный пост, например, хозяина дома его отказ от трапезы поставит в трудное положение, то в таком случае он получит вознаграждение за свой пост.

Имам Аль-Хатыб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Однако нежелательно (караха) прерывать добровольный пост без уважительной причины, ибо прямой смысл слов Всевышнего: "И не делайте недействительными свои деяния" («Сафват ат-Тафасир», сура Мухаммад: 33) указывает на это. Это также является нежелательным, если исходить из мнения учёных, которые обязывают довести до конца и добровольный пост.

Если же у человека есть уважительная причина, например, нужно помочь другому гостю, которому будет тягостно, если постящийся откажется есть вместе с ним, или наоборот (хозяину будет тягостно, если гость откажется от еды), то в прерывании дополнительного поста нет нежелательности (караха). Более того, в таких случаях желательно (мустахабб) прервать дополнительный пост. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "И у гостя твоего есть на тебя право" (Бухари,1975; Муслим, 1159). Также передаётся хадис: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, хорошо принимает своего гостя". (Бухари, 6018; Муслим, 47)

Что же касается случая, когда отказ одного из гостей принимать пищу не в тягость другому гостю, то лучше (афзаль) не прерывать этот пост, как пишется в книге "Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб".

Если постящийся прервал желательный пост, он не получает награду за тот отрезок времени, в течение которого он соблюдал пост, и до момента прерывания, если он прервал его без уважительной причины. А если он прервал этот пост по уважительной причине, он получит награду за соблюдение поста в течение этого отрезка времени».

В любом из этих случаев человек, прервавший желательный пост, не обязан возмещать этот день. Однако ему желательно возместить этот пост вне зависимости от того, прервал он его по уважительной причине или без.

Имам Ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Он (человек, прервавший желательный пост) не обязан возмещать тот пост, который он прервал, но это желательно, даже если пост был прерван по уважительной причине, чтобы не противоречить тем учёным, которые обязывают возмещать и желательные посты».

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что прерывать добровольный пост без уважительной причины всё же нежелательно, так как в этом случае пропадёт начатое благое дело.

Если же человека, соблюдающего добровольный пост, пригласили в гости, и он видит, что его отказ от трапезы будет в тягость хозяину, ему желательно прервать свой пост и возместить этот пост в любой другой удобный для него день.

В любом случае верующему не стоит прерывать даже желательный пост, если в этом нет необходимости и отсутствует уважительная причина. А в случае необходимости и при наличии уважительной причины в этом нет ничего предосудительного.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Мухаммад Султанов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

Каким образом пост будет заступаться за нас в Судный день?

Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду при омовении?

Почему мы постимся днем, а не ночью?

Пост – это щит, защищающий от огня ада

6 случаев, когда разрешено не соблюдать пост

Можно ли преднамеренно прерывать желательный пост

Два вознаграждения за один пост

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.