Можно ли лечить зубы во время уразы?

1 Май 2021
31869

Человек должен постоянно следить за своим здоровьем, чтобы полноценно совершать все поклонения. На общее здоровье человека часто влияет здоровье его зубов. Поэтому многие вынуждены лечить свои зубы и в месяц Рамадан, несмотря на то, что соблюдают пост.

Верующему предпочтительнее остерегаться всего того, в чём заключается риск нарушения его поста. Поэтому, если у постящегося не сильно болят зубы, ему предпочтительнее отложить их лечение к вечеру, до разговения, если это не повредит его здоровью.

Если постящийся не может отложить лечение зубов до вечера, ему разрешается сделать это и днём, и в этом нет ничего предосудительного. Он может лечить и удалять зубы, вставлять пломбу, проводить чистку и прочие процедуры, если будет выплёвывать воду вместе с медицинским раствором и веществами, используемыми при лечении, которые собираются во рту, не проглатывая ничего из этого.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ

(смысл): «Не желает Аллах создавать для вас трудности». («Сафватат-тафасир», сура аль-Маида, 6)

Пост также не портит укол обезболивающего раствора, потому что этот раствор не является ни едой, ни питьём или чем-нибудь подобным. Более того, раствор не попадает в желудок.

Учёные-богословы утверждают, что любой укол, внутримышечный или внутривенный, не нарушает поста. Потому что пост нарушается только при проникновении чего-либо внутрь исключительно через естественные отверстия в теле человека. Естественными отверстиями являются: рот, нос, уши, половые органы и задний проход.

Однако если укол был сделан внутривенно, и введённая жидкость заменяет питание или дополняет его (например, питательные уколы, капельницы с глюкозой), пост нарушается.

Стоит отметить, что современные учёные разошлись во мнениях относительно нарушения поста путём введения в вену посредством укола или капельницы чего-либо, заменяющего питание, но большинство учёных считают, что это не нарушает поста.

Поэтому исходя из того, что некоторые учёные утверждают, что это нарушает пост, будет лучше, если люди, у которых нет причины, оправдывающей несоблюдение поста, откажутся от таких уколов, а если всё же им сделали такой укол, то возместят пост этого дня.

В любом случае, если у постящегося есть возможность без вреда для здоровья перенести инъекции (внутримышечные и внутривенные), особенно внутривенные уколы и капельницу, на вечер или ночь, то ему предпочтительнее отложить их, чтобы сделать после разговения.

Посту также не вредит небольшое кровотечение во рту, возникшее вследствие лечебных процедур, если постящийся не проглотит кровь. Если же вследствие обильного кровотечения постящийся почувствует слабость, недомогание или затруднение, требующее прекращения поста, он может прервать его. Но он должен возместить этот пост в другой день, ибо в отношении него действительно такое же решение, какое действительно относительно больного человека. Следовательно, ему за прерывание этого поста не будет записан грех, ибо Всевышний Аллах не возлагает на человека ничего сверх его возможностей.

Чтобы пост не нарушился, надо прополоскать рот водой и выплюнуть её всю без остатка, чтобы ни одна капля воды не перешла границу глотки. Постящемуся непозволительно проявлять усердие в полоскании рта, запрокидывая голову и спуская воду к горлу (булькая ею).

От Лякита бин Сабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды он попросил Посланника Аллаха рассказать ему о том, как следует совершать омовение, и он сказал:

أَسْبِغِ الوُضُوءَ، وَخَلِّلْ بَيْنَ الأَصَابِعِ، وَبَالِغْ فِي الِاسْتِنْشَاقِ، إِلَّا أَنْ تَكُونَ صَائِمًا

«Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься». (Тирмизи, 788; Абу Дауд, 142)

В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Бишр Ад-Дуляби и которую посчитал достоверной Ибн Каттан, сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

إذَا تَوَضَّأْتَ فَأَبْلِغْ فِي الْمَضْمَضَةِ، وَالِاسْتِنْشَاقِ مَا لَمْ تَكُنْ صَائِمًا

«Когда ты совершаешь омовение, тщательно промывай рот и нос, если ты не соблюдаешь пост». (Ас-Суюти, «Аль-Джами‘ Аль-Кабир», 1589/664)

Посланник Аллаха в этом хадисе подчёркивает, что если человек соблюдает пост, то во время омовения он должен стараться не втягивать воду в нос слишком глубоко и не проявлять усердие, полоща рот, чтобы она не проникла внутрь.

Если у постящегося, который совершает омовение, при полоскании рта или носа вода достигла горла и попала внутрь, то если он втягивал воду глубоко в нос или усердствовал в полоскании рта, запрокидывая голову и спуская воду к горлу, его пост нарушается. Если же он не втягивал воду глубоко в нос, не усердствовал в полоскании рта и не спускал воду к горлу, запрокидывая голову, то его пост не нарушается.

Необязательно, чтобы такие действия совершались только при омовении, для нарушения поста достаточно и других действий (например, лечения зубов), если это было подобно усердию в полоскании. Такое же решение действительно относительно глотания чего-то при лечении зубов.  Вынужденное лечение зубов во время поста подобно омовению.

Следовательно, если постящийся полагает, что при лечении зубов есть вероятность, что ему в горло попадёт известковый спрей, кусочек цемента и частицы других веществ, используемых при лечении зубов, и он не сможет извлечь и выплюнуть это, то он не имеет права прибегать к такой процедуре, кроме случаев, когда он страдает болезнью, которая позволяет ему прерывать пост.

Если такой постящийся всё-таки прибегнул к этой процедуре и проглотил что-либо из этого, его пост нарушается, даже если у него были боли, позволяющие прерывать пост. Следовательно, он должен возместить этот пост в другой день.

Если же постящийся полагает, что нет вероятности глотания им частиц цемента для пломбирования зубов и других веществ, используемых при лечении зубов, ему можно прибегнуть к этой процедуре с условием, что он будет стараться сделать так, чтобы ничего не попало ему в горло.

Если постящийся принял все меры предосторожности и проявил в этом усердие, но при этом что-то достигло его горла без его воли и намерения, и он не смог его извлечь это и выплюнуть, то его пост не нарушается, подобно тому, как он не нарушается при случайном глотании воды во время полоскания рта при омовении.

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что можно лечить зубы во время поста и что лечение, пломбирование или удаление зубов в принципе не нарушает пост. Однако если во время лечения зубов в желудок постящегося попала вода, кровь или какое-либо вещество, используемое при лечении, то пост будет нарушен.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.