Нарушается ли пост при чистке зубов мисваком или зубной щёткой?

8 Май 2021
6853

Желательно чистить зубы (ротовую полость) мисваком (зубочисткой) в любое время, в том числе и во время поста. Но есть случаи, когда чистка зубов мисваком крайне желательна (сунна муаккад). К таким случаям относится чистка зубов перед намазом, малым и полным омовением и другими поклонениями.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي أَوْ عَلَى النَّاسِ لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ مَعَ كُلِّ صَلَاةٍ

«Если бы не считал я, что для моей общины (или для людей) это будет тяжело, то обязательно велел бы им чистить зубы мисваком (зубочисткой) перед каждым намазом». (Бухари, 887; Муслим, 252)

В другой версии этого хадиса, которую передаёт имам Аль-Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي ‌لَأَمَرْتُهُمْ ‌بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ وُضُوءٍ

«Если бы не считал я, что для моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им чистить зубы мисваком (зубочисткой) перед каждым малым омовением».

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) также передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

‌السِّوَاكُ ‌مَطْهَرَةٌ ‌لِلْفَمِ ‌مَرْضَاةٌ ‌لِلرَّبِّ

«Использование мисвака для чистки зубов очищает рот и вызывает довольство Господа». (Ан-Насаи, 5; Ибн Хузайма, 135; Ибн Хиббан, 1067)

Эти хадисы указывают на желательность постоянной чистки зубов (ротовой полости) мисваком. Ведь в этих хадисах Посланник Аллаха не делает исключения для тех, кто соблюдает пост. Более того, обобщение в этих хадисах охватывает и постящихся, и тех, кто не соблюдает пост.

Это мнение также подтверждает хадис, который передаёт ‘Амир ибн Раби’а (да будет доволен им Аллах) от своего отца:

رَأَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا لَا أُحْصِي يَتَسَوَّكُ وَهُوَ صَائِمٌ

«Я несчётное количество раз видел, как Пророк чистит зубы мисиваком, когда он постился». (Тирмизи, 725; Абу Дауд, 2364; Ибн Хузайма, 2007)

Однако учёные шафиитского мазхаба посчитали, что постящемуся нежелательно (караха) чистить зубы мисваком во второй половине дня. Доводом в пользу этого мнения они приводят хадис, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

الصِّيَامُ جُنَّةٌ؛ فَلا يَرْفُثْ وَلا يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّي صَائِمٌ مَرَّتَيْنِ؛ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لخُلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ الله تَعَالَى مِنْ رِيحِ المِسْكِ، يَتْرُكُ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِي، الصِّيَامُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، وَالحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا

«Пост является щитом, и пусть (постящийся) избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет: “Поистине, я пощусь!” Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса, [и Аллах говорит]: “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”». (Бухари, 1894; Муслим, 1151)

Посланник Аллаха в этом хадисе восхвалил запах изо рта постящегося, поэтому верующему не следует, используя зубную щётку, устранять такой благодатный запах, который приятнее для Всевышнего, чем благоухание мускуса.

Известный учёный шафиитского мазхаба Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Нет нежелательности (караха) в том, чтобы чистить зубы мисваком в любых обстоятельствах, за исключением послеполуденного времени (до захода солнца) для тех, кто соблюдает пост, даже если это желательный пост.

Такое решение принято, исходя из хадиса, который передаётся в обоих сборниках достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима: "Поистине, халуф изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса".

Халуф – это изменение запаха изо рта, здесь подразумевается халуф (запах), который исходит изо рта постящегося после полудня, ведь в другом хадисе сообщается, что Пророк сказал: "Моей умме в месяце Рамадан дарованы пять благ, которые не были дарованы предыдущим общинам…" и добавил: "Что касается второго блага, то это запах изо рта постящегося, который ко времени масаъ (к вечеру) приятнее Аллаху, чем запах мускуса".

Масаъ – это время после полудня. Тот факт, что этот запах приятнее мускуса, требует его сохранения, следовательно, устранение этого запаха нежелательно (караха). Нежелательность же прекращается после захода солнца, потому что после захода человек не считается соблюдающим пост.

Из всего вышеприведённого вытекает, что для человека, который по какой-то причине должен воздержаться от всего, что нарушает пост (но на самом деле не соблюдает пост), например, забыл сделать намерение на пост, нет нежелательности чистить зубы мисваком после полудня. Потому что такой человек на самом деле не является постящимся. Смысл нежелательности чистить зубы мисваком именно после полудня заключается в том, что изменение запаха изо рта происходит именно в это время».

Всё вышеприведённое касается случаев, когда при чистке зубов мисваком постящийся не проглотил кусочек мисвака или влагу от смоченного в воде мисвака – в таком случае пост нарушается, поэтому постящемуся лучше не использовать мисвак, если есть опасение нарушения поста.

Такое же решение действительно и относительно чистки зубов щёткой. Если зубы чистятся только щёткой, без использования зубной пасты, то пост не нарушается. Если зубы чистятся щёткой и с пастой, то пост также не нарушается, если постящийся не проглотил пасту, однако чистить зубы пастой нежелательно, так как существует вероятность нарушения поста, ибо при чистке зубов велика вероятность проглатывания пасты или воды.

Если каким-то образом паста, вода или кровь были проглочены, то пост нарушается. Поэтому во время поста для гигиены полости рта лучше и безопаснее всего использовать мисвак.

Из всего вышеприведённого следует, что использование мисвака во время поста разрешено и не нарушает пост, если постящийся ничего не проглотил, но рекомендуется использовать его только утром и днём до наступления времени полуденного намаза. А после полудня постящемуся нежелательно чистить зубы мисваком.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.