Дозволена ли рабита?

24 Май 2022
5392

Накшубандийская рабита на весах шариата

В последнее время часто задают вопрос о рабите, которая практикуется в тасаввуфе, в том числе в накшубандийском тарикате, традиционном для Дагестана ещё со времён имамов Газимухаммада, Гамзата и Шамиля.

Вопросы чаще всего поступают следующие: практиковалась ли рабита во времена Пророка и сподвижников, дозволено ли совершение рабиты и соответствует ли она шариату?

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо выяснить значение термина «рабита» в терминологии тасаввуфа, изучить её суть именно в понимании суфиев. Это правильный научный подход к изучению этого вопроса, без которого невозможно дать рабите верную оценку.

Что такое рабита?

Любовь является признаком человеческой природы. Любовь – чувство, свойственное человеку. Человек создан так, что его сердце привязано к объекту любви. Такая любовь и привязанность сердца к объекту любви в тасаввуфе обобщённо называется термином «рабита», как это становится ясным после изучения вопроса по книгам тасаввуфа.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что суть, которую в терминологии тасаввуфа называют «рабитой», то есть любовь к чему-либо и привязанность сердца к объекту любви практиковалась до Пророка , во времена Пророка , после Пророка и будет практиковаться до конца жизни на земле, потому что любовь всегда была и будет с человеком, пока он существует.

Сам термин «рабита» как название этой любви и привязанности был включён в научный оборот позднее. Подобный процесс происходил со многими исламскими науками и их терминами.

Любовь и привязанность в зависимости от объекта любви бывает:

- похвальной;

- порицаемой;

- дозволенной.

Соответственно, и рабита бывает похвальной, порицаемой и дозволенной.

Далее вопрос рабиты будет изучен более детально на основе определений и описаний рабиты в книгах по тасаввуфу от учёных суфиев, чтобы выяснить, практиковалась ли рабита во время Пророка и сподвижников, а также узнать, соответствует ли шариату рабита, практикуемая в накшубандийском тарикате в качестве вирда – опираясь на аяты Корана, хадисы Пророка и высказывания мусульманских учёных.

В результате читателю станет ясно, что тот, кто отрицает рабиту, считая её недозволенной, отрицает то, что сам делает, и делает то, что сам отрицает.

 

Рабита. Часть первая

О сути рабиты и о её значении в терминологии тасаввуфа пишет шейх Хасан Афанди в книге «Ас-Сифр аль-Асна фи Рабитlа аль-Хусна» со ссылкой на труд «Ар-Рахма аль-Хабита»:

إن الرابطة عبارة عن تعلّق القلب بشيء على وجه المحبّة

«Рабита – это привязанность сердца к какому-либо объекту в результате любви к нему».

То есть любовь к какому-либо объекту и привязанность сердца к нему, каким бы ни был этот объект, в тасаввуфе принято обобщённо называть термином «рабита».

Поскольку сердце влюблённого привязано к объекту любви, в тасаввуфе любовь и привязанность сердца назвали термином «рабита», означающим в арабском языке «связь», «отношение», «связующее звено».

Человек что-то любит или что-то ненавидит, в том и другом случае чувства связывают его с их объектом, и мысли о нем занимают его сердце. Объектами любви могут быть жена, дети, работа, богатство, слава, власть, и т. д., то есть его сердце и мысли могут быть привязаны к перечисленному. В тасавуфе это обозначается термином «рабита».

Например, если человек любит деньги и его сердце привязано к деньгам, суфии говорят, что он делает рабиту на деньги. Если мужчина любит женщину и сердце привязано к ней, они говорят, что он делает рабиту на эту женщину. А когда человек любит Пророка и праведников, думает о них, представляет их образы, и его сердце привязано к ним, они говорят, что он делает рабиту на Пророка и на праведников.

Очевидно, что человек может любить разные объекты, и не все они являются богоугодными и похвальными в шариате. Поэтому в тасаввуфе и делят рабиту на три категории. Шейх Хасан Афанди пишет об этом следующее:

وهذا التعلّق تارة يكون محموداً، وتارة يكون مذموماً، وتارة يكون مباحاً، لأنه لا يخلو إما أن يكون مأموراً به، أوْ لا. فالأوّل المحمود: كحبّ الله، وحبّ رسوله صلّى الله تعالى عليه وسلّم، والحبّ في الله، وحبّ ما يقرّب إليه. والثاني: إما أن يكون منهيّاً عنه، أو لا. فالأوّل مذموم: كحبّ المحرمات والمكروهات؛ وإن لم يترتب على المكروهات عقاب، لأنه يترتب عليها عتاب. والثالث: المباح؛ كحبّ الإنسان أهله وولده بالطبع الجبليّ لا انفكاك لأحد عنه. فقد شمل هذا التقسيم الأحكام الخمسة، فإن المحمود يندرج فيه الواجب والمندوب، والمذموم يتضمّن الحرام والمكروه، والمباح معلوم دخوله تحت غير المنهي عنه؛ وهو قولنا: أوْ لا

«Эта рабита (в зависимости от объекта любви и привязанности) может быть похвальной, порицаемой и дозволенной.

Похвальная рабита – это любовь к Аллаху, к Пророку , к верующим ради Всевышнего Аллаха, любовь ко всему, что приближает к довольству Аллаха, а также привязанность сердца к ним в результате этой любви. Похвальная рабита может быть либо обязательной, либо желательной, в зависимости от объекта похвальной любви.

Порицаемая рабита – это любовь и привязанность сердца к порицаемому в шариате. Порицаемая рабита может быть либо запрещённой, либо нежелательной, в зависимости от объекта порицаемой любви.

Дозволенная рабита – это любовь, присущая природному естеству человека, например, к жене, к детям и т. д., а также привязанность сердца к этим объектам вследствие этой любви, и она является дозволенной.

Отсюда следует, что в отношении рабиты в зависимости от объекта любви и привязанности выносится одно из шариатских решений:

обязательность;

желательность;

запрещённость;

нежелательность;

дозволенность».

В результате вышеприведённого анализа можно сделать вывод о том, что суть того, что в тасаввуфе обобщённо называют рабитой, практиковалась до Пророка , при Пророке , после Пророка и будет практиковаться до конца света, ведь суть «рабиты» в суфийском её понимании – это любовь и связь сердца с любимым объектом, а любовь присуща человеческой природе. Такими людей сотворил Всевышний.

Абдулла Ацаев доктор исламских наук

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.