Как поступить, если человек чихнул во время намаза?

29 Февраль 2024
6235

Каждому, кто услышит слова чихнувшего: «Аль-Х'амду ли-Лляh» (хвала Всевышнему Аллаху), желательно ответить ему словами: «Ярх'амука-Ллаh» (да помилует тебя Аллах). Пророк ﷺ считал пожелание блага чихнувшему (ташмит) одной из пяти основных обязанностей мусульман по отношению друг к другу.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

حَقُّ المُسْلِمِ على المُسْلِمِ خَمْسٌ: رَدُّ السَّلامِ، وَعِيادَةُ المريض، واتباع الجنائزن وإجابَةُ الدَّعْوَةِ، وَتَشْمِيتُ العاطِس

«Пять [действий] входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему». (Бухари, 1240; Муслим, 2162)

Учёные сошлись на мнении, что тому, кто чихнул, желательно сказать: «Аль-Х'амду ли-Лляh» (хвала Аллаху). Если он скажет: «Аль-Х'амду ли-Лляhи Рабби-ль-‘алямин» (хвала Аллаху, Господу миров), будет лучше, если же он скажет: «Аль-Х'амду ли-Лляhи ‘аля кулли х'ал(ин)» (хвала Аллаху, что бы ни случилось), будет ещё лучше.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيَقُلِ الْحَمْدُ لِلهِ، وَلْيَقُلْ لَهُ أَخُوهُ أَوْ صَاحِبُهُ: يَرْحَمُكَ اللهُ، فَإِذَا قَالَ لَهُ: يَرْحَمُكَ اللهُ، فَلْيَقُلْ: يَهْدِيكُمُ اللهُ وَيُصْلِحُ بَالَكُمْ

«Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: "Аль-Х'амду ли-Лляhи ‘аля кулли х'ал(ин)" (хвала Аллаху, что бы ни случилось), и пусть его брат по вере (или его спутник) скажет ему: "Ярх'амука-Ллаh" (да помилует тебя Аллах), и пусть (чихнувший) скажет ему в ответ: "Яhдия-куму-Ллаh ва юслих' балякум" (да укажет тебе Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела твои)». (Бухари, 6224)

От Сулеймана ат-Тамими передаётся, что он слышал, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

عَطَسَ رَجُلَانِ عِنْدَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فَشَمَّتَ أَحَدَهُمَا وَلَمْ يُشَمِّتِ الْآخَرَ، فَقَالَ الرَّجُلُ: يَا رَسُولَ اللهِ، شَمَّتَّ هَذَا وَلَمْ تُشَمِّتْنِي، قَالَ: إِنَّ هَذَا حَمِدَ اللهَ، وَلَمْ تَحْمَدِ اللهَ

«Однажды два человека чихнули в присутствии Пророка ﷺ, и одному он сказал: "Ярх'амука-Ллаh (Да помилует тебя Аллах)", другому же он этого не сказал. Тот, кому он этого не сказал, спросил: "Почему, услышав, как чихнул такой-то, ты сказал: “Ярх'амука-Ллаh”, а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?" В ответ ему Пророк ﷺ сказал: "Он воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Всевышнему не воздал"». (Бухари, 6225; Муслим, 2991)

Большие учёные нашего мазхаба (асхабы) утверждают, что благопожелание (ташмит) чихнувшему, то есть произнесение слов «Ярх'амука-Ллаh», относится к категории суннат аль-кифая – категории желательных действий, отказ от которых может быть оправдан некоторыми обстоятельствами.

Например, если кто-то из присутствующих произнесёт эти слова, этого будет достаточно — с остальных людей, присутствовавших рядом и услышавших, как чихнувший воздал хвалу Всевышнему Аллаху, спадает обязанность пожелать ему блага словами: «Ярх'амука-Ллаh», но будет лучше, если это скажет каждый, кто услышал его.

На это указывает и смысл хадиса, переданного от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

إِنَّ اللهَ يُحِبُّ الْعُطَاسَ وَيَكْرَهُ التَّثَاؤُبَ، فَإِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ وَحَمِدَ اللهَ، كَانَ حَقًّا عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ سَمِعَهُ أَنْ يَقُولَ لَهُ: يَرْحَمُكَ اللهُ...،

«Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Всевышнему Аллаху, каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): "Ярх'амука-Ллаh"…». (Бухари, 6226; Тирмизи, 2747)

Также от Абу Мусы аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَحَمِدَ اللهَ فَشَمِّتُوهُ، فَإِنْ لَمْ يَحْمَدِ اللهَ فَلَا تُشَمِّتُوهُ

«Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, обратитесь к Аллаху с мольбой за него (то есть произнесите слова: "Ярх'амука-Ллаh"), а если чихнувший не воздаст Аллаху хвалы, то не произносите этих слов». (Муслим, 2992)

Согласно этому хадису, не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздал хвалу Аллаху. Таким образом, чихнувшему следует по меньшей мере произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали окружающие. Благодаря этому человек получит право на благопожелание (ташмит), на которое он должен будет дать соответствующий ответ, ибо тот, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху, не заслуживает благопожелания, даже если произнесёт какие-нибудь другие слова поминания Всевышнего Аллаха.

Если же кто-нибудь чихнул и воздал хвалу Всевышнему Аллаху в присутствии нескольких человек, но его услышали не все, то лучше всего, чтобы благопожелание произнёс каждый, кто услышал слова чихнувшего.

Тому, кто чихнул во время намаза, желательно также воздать хвалу Всевышнему, то есть произнести слова: «Аль-Х'амду ли-Лляh», но он должен произнести их так, чтобы они были слышны только ему самому.

Что же касается того, должен ли человек говорить: «Ярх'амука-Ллаh», если чихнул совершающий намаз, то, как отмечалось выше, не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздал хвалу Аллаху Всевышнему или же воздал её так тихо, что другой человек не услышал его слов.

Следовательно, если совершающий намаз чихнул и не воздал хвалу Всевышнему или произнёс слова так тихо, что никто из присутствующих не услышал их, он не заслуживает благопожелания, и тому, кто присутствует рядом с ним, не следует ничего говорить ему.

Если же совершающий намаз чихнул и воздал хвалу Всевышнему вслух, то есть произнёс слова «Аль-Х'амду ли-Лляh» вслух, то тому, кто услышал эти слова, желательно ответить ему благопожеланием.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:

«Тому, кто во время намаза чихнул (или тому, кого поприветствовали), желательно воздать хвалу Всевышнему Аллаху так тихо, чтобы это было слышно только ему самому, также молящемуся желательно отвечать на приветствие жестом руки или головы, а после завершения намаза можно ответить и словами.

Также была установлена желательность благопожелания (ташмита) совершающему намаз человеку, который чихнул и воздал хвалу Всевышнему Аллаху вслух».

Из всего вышеприведённого вытекает, что если человек чихнул во время намаза, ему желательно воздать хвалу Всевышнему Аллаху. Если он не воздал хвалу Всевышнему или произнёс эти слова так тихо, что никто из присутствующих не услышал их, тому, кто присутствует рядом с ним, не следует ничего говорить ему.

Если же молящийся произнесёт слова восхваления Всевышнего Аллаха вслух, то он заслуживает благопожелания, и тому, кто присутствовал рядом с ним и услышал его, следует отвечать ему выражением: "Ярх'амука-Ллаh"».

****************

Если же молящийся чихнул во время чтения суры Аль-Фатиха и воздал хвалу Всевышнему выражением «Аль-Х'амду ли-Лляh» или другими подобными словами, это прерывает его чтение суры Аль-Фатиха. Следовательно, ему необходимо опять прочитать суру Аль-Фатиха с самого начала, ибо он прервал последовательность её чтения.

Такое же решение действительно относительно человека, чихнувшего во время чтения ташаххуда и воздавшего хвалу Всевышнему, ибо для ташуххуда, так же как и для суры Аль-Фатиха, непрерывная последовательность его чтения является обязательным условием.

Известный учёный шафиитского мазхаба Зайнуддин Аль-Малибари в своей книге «Фатх Аль-Му‘ин» пишет об этом следующее:

«Молящийся должен повторить суру Аль-Фатиха, если во время её чтения он произнёс постороннее поминание (зикр), которое не имеет отношения к намазу, каким бы коротким оно ни было, например, часть аята из другой суры или восхваление Всевышнего после чихания (несмотря на то, что это восхваление желательно во время намаза и вне намаза), ибо произнесение таких фраз указывает на то, что читающий отказался от чтения (прервал его)».

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.