Всевышний Аллах возложил обязанность соблюдать пост в месяц Рамадан на каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, который имеет физическую возможность его соблюдать.
Соблюдение поста отличается от других столпов Ислама тем, что Всевышний Аллах отнёс его к Себе, ибо в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ قَالَ اللَّهُ تَعَالَى إِلاَّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِى وَأَنَا أَجْزِى بِهِ، يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجْلِى؛ لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ . وَلَخُلُوفُ فَمِ اللصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ
«Вознаграждение за всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисот крат. Аллах Всевышний сказал: "За исключением поста, ибо, поистине, пост соблюдается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от своих желаний и от своей еды ради Меня!" Постящегося ждут две радости: одна при разговении, а другая — при встрече со своим Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса». (Муслим, 1151)
Также соблюдение поста отличается от других видов поклонения тем, что, в отличие от других видов богослужения, таких как намаз, закят, хадж, и других благодеяний, в посте меньше фальши. Ведь никто не может узнать, соблюдает верующий пост или нет, пока он сам об этом не поведает. Именно потому Всевышний и говорит, что пост соблюдается только ради Него. Следовательно, верующему не стоит ставить в известность окружающих и говорить им об этом, иначе это деяние не останется только между ним и его Господом.
Если постящийся рассказывает всем, что он соблюдает пост, он может потерять награду за свой труд. Этот поступок можно считать одной из тех ошибок, которых следует остерегаться постящемуся.
Помимо этого, есть множество других ошибок, которых не должен допустить тот, кто соблюдает пост. Некоторые из них специфичны для постящегося, некоторые — общие для всех мусульман. Также одни из них являются для постящегося нежелательными действиями (караха) и не нарушают пост, а другие запрещены (харам).
К ошибкам, которые запретны и нарушают пост, относятся:
- преднамеренное употребление еды и питья;
- проникновение в полость тела любого предмета (любой вещи) через естественное (физиологическое) отверстие;
Под любым предметом следует понимать всё, что можно увидеть невооружённым глазом, а под естественным отверстием понимается рот, нос, уши, половые органы и задний проход.
- преднамеренное вызывание рвоты;
От преднамеренной рвоты пост нарушается, даже если постящийся уверен, что в горло ничего не вернулось. Если же рвота случилась произвольно, пост не нарушается, но рот необходимо ополоснуть.
- намерение прервать пост;
- половое сношение, даже если семяизвержения не было;
- вызывание полового возбуждения и семяизвержения;
- потеря рассудка и вероотступничество (да убережёт нас от этого Всевышний);
- месячные и послеродовые выделения у женщин.
К тем ошибкам, которые запретны, но не нарушают пост, относятся:
- хула, сплетни и прочие грехи, которые человек совершает языком;
На это указывает хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالعَمَلَ بِهِ، فَلَيْسَ لِلَّهِ حَاجَةٌ فِي أَنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ
«Если кто-либо во время поста не оставит лживые речи и дела, соответствующие этим речам, то у Аллаха нет нужды в том, чтобы такой человек отказывался от своей еды и питья». (Бухари, 10903; Абу Давуд, 2362; Ибн Маджах, 1689; Тирмизи, 707)
- оскорбление и ругательства;
Постящийся, несмотря на своё положение, может выругать или оскорбить кого-то, сорваться на ближних, вести себя агрессивно. Хуже всего, что вину за своё некрасивое поведение он возлагает на чувство голода, хотя он должен укротить его гнев и придать ему терпения. Поэтому в месяце Рамадан верующий должен сменить агрессию на терпение и снисходительность, ибо гнев наносит обиду людям, а это категорически неправильно и от этого надо быть особенно далёким тому, кто соблюдает пост в этот почтенный месяц.
- слушание запретного и взгляд на запретное;
От Сулаймана ибн Мусы передаётся, что Джабир ибн ‘Абдиуллах (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
إِذَا صُمْتَ فَلْيَصُمْ سَمْعُكَ وَبَصَرُكَ وَلِسَانُكَ عَنِ الْكَذِبِ وَالْمَآثِمِ، وَدَعْ أَذَى الْخَادِمِ وَلْيَكُنْ عَلَيْكَ وَقَارٌ وَسَكِينَةٌ يَوْمَ صِيَامِكَ، وَلَا تَجْعَلْ يَوْمَ فِطْرِكَ وَيَوْمَ صِيَامِكَ سَوَاءً
«Когда ты постишься, пусть постится твой слух, твоё зрение, и твой язык, удерживаясь от лжи и грехов. И откажись от причинения вреда своему слуге (работнику). Пусть в день, когда ты постишься, от тебя исходит спокойствие, солидность, не делай день, когда ты не постишься, и день, когда ты постишься, одинаковыми». (Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 3374)
К тем ошибкам, которые нежелательны и не нарушают пост, относятся:
- проведение дневного времени во сне и бодрствование ночью с выполнением бесполезных дел;
Каждая минута этого месяца очень ценна, и верующий при любой возможности должен использовать это время для благих дел. Постящемуся следует всё время воздавать хвалу и возносить дуа Всевышнему Аллаху.
Некоторые люди стараются не спать ночью, чтобы спать днём и не мучиться от голода и жажды. Эта ошибка противоречит принципам поста, ведь испытание голодом и жаждой помогает верующему понять, что чувствуют люди, не имеющие достаточно еды и питья.
- пренебрежение чтением Корана и намазом-таравих;
Месяц Рамадан является сезоном чтения Корана. Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники, а затем их последователи (да будет доволен ими всеми Аллах) проводили дни и ночи Рамадана за чтением Священного Корана.
При наступлении месяца Рамадан имам Малик оставлял все свои дела и принимался за чтение Корана. Так же поступал Суфьян ас-Саури и другие учёные.
Что касается намаза-таравих, то от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Тому, кто во время Рамадана молится по ночам (совершает намаз-таравих) с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (Бухари, 2009; Муслим, 759)
- чрезмерность в употреблении еды как во время сухура, так и во время разговения.
К сожалению, многие постящиеся подвержены этой привычке — так получается, что в дни поста они потребляют больше еды, чем в обычные дни.
В то время как верующий, почувствовав голод, должен укротить свои страсти, возвысить свой дух и усмирить сердце, некоторые подавляют этот голод набиванием желудка. Таким образом, они как будто обнуляют то благо, которое должны были приобрести за весь день голода и жажды.
Тот, кто чрезмерен во время разговения и набивает свой желудок едой, подобен путнику, который за весь день с большим трудом взобрался на вершину горы, но тут же скатился вниз.
Ошибок, которых должен остерегаться постящийся, ещё очень много, но мы ограничимся вышеперечисленными. Чтобы получить пользу в этом мире и в мире ином, постящийся должен с чистым сердцем соблюдать свой пост, не совершая ошибок и воздерживаясь от всего запретного (харама) и порицаемого (караха).
Муслим Абдулаев