Всевышний Аллах – Создатель всего сущего, в том числе людей, их действий и прочего. Всевышний Творец могуществен, и Ему под силу всё, что допускает разум, каким бы невозможным это ни казалась с точки зрения обывателя.
Что касается лицезрения Аллаха, то учёные согласились на том, что это возможно. Нет сомнения в том, что верующие увидят Создателя в Судный день перед тем, как войти в Рай.
Отрицая возможность лицезрения Всевышнего, учёные одного из заблудших течений – мутазилитов – совершили в классическую ошибку, применив аналогию и сравнив то, что мы уже видели в этом мире, с тем, что не видели.
Из того, что человек в этой жизни уловил закономерность между лицезрением и заниманием пространства, не вытекает, что обратное невозможно. Лицезрение происходит согласно сущности видимого – если видимое является телом и занимает место, то и лицезрение будет соответствующим, а если видимое не имеет места и пространства, то и лицезрение будет соответствующим.
Имам Джалялуддин аль-Махалли в своей книге «Аль-Бадр ат-Тали‘ фи хилли Джам‘ аль-Джавами‘» пишет об этом следующее:
«Уверовавшие увидят Всевышнего в Судный день перед тем, как войти в Рай, и после этого, как установлено в хадисах, переданных в сборниках достоверных хадисов Бухари и Муслима, которые соответствуют словам Всевышнего:
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إلى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ
(смысл): “Лица верующих (тех, кто стали счастливыми), будут в тот день (в День суда) сияющими, красивыми и светящимися от полученной милости и улыбающимися от радости, взирающими на своего Господа (величайшей милостью для обитателей Рая будет лицезрение Всевышнего Господа)”. (“Сафат ат-Тафасир”, сура Аль-Кияма: 22-23)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ النَّاسَ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ، هَلْ نَرَى رَبَّنَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: هَلْ تُضَارُّونَ فِي الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ؟. قَالُوا: لَا يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: فَهَلْ تُضَارُّونَ فِي الشَّمْسِ لَيْسَ دُونَهَا سَحَابٌ؟ قَالُوا: لَا يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: فَإِنَّكُمْ تَرَوْنَهُ كَذَلِكَ
“Однажды люди спросили: "О Посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День воскресения?" И Посланник Аллаха ﷺ спросил их: "Мешает ли что-то вам видеть луну в ночь полнолуния?" Они ответили: "Нет, о Посланник Аллаха!" И он ﷺ сказал: "Мешает ли вам что-то видеть солнце в безоблачный день?" Они ответили: "Нет, о Посланник Аллаха". Он ﷺ сказал: "Поистине, так же увидите вы и Его"”. (Бухари, 7437)».
Что касается лицезрения Всевышнего Аллаха во сне или наяву, то учёные в этом вопросе разошлись во мнениях. Среди учёных имеются разногласия относительно того, случалось ли в истории человечества такое, что кто-то из людей видел Всевышнего.
Однако достоверным является мнение, что Посланник Аллаха ﷺ увидел Всевышнего Господа в ночь вознесения. Также от множества праведных предшественников передаётся, что они увидели Всевышнего во сне.
Имам Джалялуддин аль-Махалли в своей книге «Аль-Бадр ат-Тали‘ фи хилли Джам‘ аль-Джавами‘» пишет об этом следующее:
«Мнения учёных на счёт того, можно ли увидеть Всевышнего в этом мире наяву или во сне, также разошлись. Некоторые сказали, что это возможно, а некоторые – невозможно.
Что касается допустимости лицезрения Всевышнего наяву, то на это указывает то, что пророк Муса (мир ему) попросил об этом Аллаха, сказав: "Господи! Покажись мне, чтобы я посмотрел на Тебя".
Если бы это (лицезрение Всевышнего) было недопустимым, он не попросил бы об этом, ведь абсурдно, чтобы пророк не знал того, что недопустимо и запретно в отношении Всевышнего Господа.
А на запрет лицезрения Всевышнего указывает то, что народ пророка Мусы (мир ему), которые тоже потребовали этого, были наказаны за это. Но на это учёные возразили, сказав, что они были наказаны за своё упорство и упрямство в своих требованиях, а не из-за запрета или недопустимости лицезрения.
Что касается лицезрения Всевышнего во сне, то это недопустимо, потому что сновидения – это воображение или видение подобия, чего-то ранее увиденного человеком, а это в отношении Предвечного Аллаха абсурдно. Но те, кто допускают лицезрение Всевышнего во сне, сказали, что нет ничего абсурдного в том, чтобы увидеть Всевышнего во сне.
Учёные также разошлись во мнениях относительно того, был ли в истории случай лицезрения Всевышнего Аллаха. Те, кто отрицает это, ссылаются на:
- слова Всевышнего:
لا تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ
{لَاّ تُدْرِكُهُ الأبصار وَهُوَ يُدْرِكُ الأبصار} أي لا تصل إليه الأبصار ولا تحيط به
(смысл): "Не постигают Его взоры и не могут взоры охватить Его". ("Сафат ат-Тафасир", сура Аль-Ан‘ам: 103);
- ответ Всевышнего Аллаха пророку Мусе (мир ему):
لَنْ تَرَانِي
(смысл): "Ты не сможешь увидеть Меня в этом мире, ибо человек по природе своей не способен на это". ("Сафат ат-Тафасир", сура Аль-А‘раф: 143);
- слова Пророка ﷺ:
تَعَلَّمُوا أَنَّهُ لَنْ يَرَى أَحَدٌ مِنْكُمْ رَبَّهُ عَزَّ وَجَلَّ حَتَّى يَمُوتَ
«Знайте, что никто из вас не увидит своего Всемогущего и Великого Господа, пока не умрёт». (Муслим, 2931).
Однако сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) разошлись во мнениях относительно того, увидел Пророк ﷺ Всевышнего в ночь вознесения или нет. Истинным же (сахих) является мнение, что это случилось (Пророк ﷺ увидел Всевышнего в ночь вознесения), и на него опираются те, кто говорят, что в истории был случай лицезрения Всевышнего Аллаха человеком.
Также учёные приводят множество случаев лицезрения Аллаха во сне большим количеством праведных предшественников (саляфов), в том числе и имамом Ахмадом ибн Ханбалем (да будет доволен им Аллах)».
Из всего вышеприведённого мы понимаем, что по мнению большинства учёных человек всё же может увидеть Всевышнего Создателя во сне, хотя есть учёные, которые утверждают обратное.
Тем не менее, каждый верующий должен знать, что все учёные сходятся во мнении, что Всевышний не имеет подобия и аналогов ни в чём и является воплощением всего прекрасного.
Человек не может представить себе или вообразить сущность Всевышнего, поэтому нам следует размышлять не о Создателе, а о Его творениях. Всевышний Аллах и его Посланник ﷺ знают лучше об этом, а люди могут лишь предполагать и высказывать свои предположения по этой теме.
Муслим Абдулаев