Шариатское решение по никабу

10 Июль 2024
5111

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Тема ношения никаба стала предметом широкого обсуждения не только среди мусульман, но и среди представителей иных вероисповеданий и лиц, далёких от религии.

При этом об обязательности или запретности ношения никаба высказываются как те, кто придерживается исламских норм в одежде, так и те, кто не придерживается их вовсе.

В этой связи мы решили написать данный материал, дабы прояснить статус никаба в Исламе и предоставить информацию о мнениях учёных-богословов по этому вопросу.

Никаб — это одежда, которая полностью закрывает лицо женщины, оставляя только узкие прорези для глаз, чтобы она могла видеть. Разница между никабом и хиджабом заключается в степени сокрытия внешности.

Хиджаб закрывает всё тело женщины за исключением овала лица и кистей рук, в соответствии с исламскими нормами. Никаб обеспечивает более высокую степень сокрытия, закрывая помимо прочего всё лицо, кроме глаз.

В первую очередь следует отметить, что относительно ношения никаба учёные четырёх мазхабов придерживаются разных мнений.

Правомерность данного вопроса в первую очередь исходит из Корана.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

‎ قال تعالى: ﴿وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا﴾ (النور: 31). قال ابن عباس رضي الله عنهما: وجهها وكفيها

(смысл) «И пусть они не показывают своих украшений, кроме того, что видно из них» (сура Ан-Нур, аят 31).

Ибн Аббас (да будет Господь доволен им) поясняет: «Это её лицо и руки».

Большинство (الجمهور) учёных правоведов считают, что аврат свободной мусульманки, то есть то, что необходимо скрывать от посторонних мужчин — это всё её тело, кроме лица и кистей рук. Это подтверждается следующим хадисом, переданным от матери правоверных Аиши (да будет Господь доволен ею):

‎ قال النبي صلى الله عليه وسلم: «يَا أَسْمَاءُ، إِنَّ الْمَرْأَةَ إِذَا بَلَغَتِ الْمَحِيضَ لَمْ تَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلَّا هَذَا وَهَذَا» وَأَشَارَ إِلَى وَجْهِهِ وَكَفَّيْهِ. رواه أبو داود وغيره.

Пророк ﷺ сказал: «О Асма, когда женщина достигает возраста полового созревания, не следует, чтобы у неё видели что-либо, кроме этого и этого», — указывая на лицо и кисти рук» (привёл Абу Дауд и другие).

В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся, что когда аль-Фадль был рядом с Пророком ﷺ, к ним подошла женщина из племени Хасам, чтобы задать вопрос Посланнику Божьему ﷺ. (В некоторых версиях хадиса передаётся, что она была красива). Аль-Фадль стал смотреть на неё, и она стала смотреть на него, и тогда Пророк ﷺ повернул лицо аль-Фадля в другую сторону, но не попросил женщину закрыть лицо. Если бы лицо было авратом, который необходимо закрывать, то Пророк ﷺ попросил бы её закрыть лицо.

Также в хадисе от Ибн Умара (да будет Господь доволен им) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Пусть женщины, совершающие хадж, не покрывают лицо никабом и не надевают перчатки» (аль-Бухари).

Далее мы приведём цитаты учёных четырёх мазхабов об аврате — участках тела, которые предписано обязательно скрывать свободной совершеннолетней мусульманке.

Ханафитский учёный Аль-Кудури в труде «Мухтасар аль-Кудури» отмечает: «Всё тело женщины является авратом, кроме её лица, рук и ног» (стр. 26).

Имам Аль-Айни в книгах «Аль-Бинаа Шарх Аль-Хидая» и «Аль-Муфид» утверждает: «Относительно открытия ног среди шейхов есть разногласия» (Т. 2, стр. 126).

Маликитский учёный имам ад-Дардир в книге «Аш-Шарх аль-Кабир» пишет: «Всё тело женщины является авратом перед посторонним мужчиной, кроме лица и кистей рук» (Т. 1, стр. 214).

Имам ад-Дасуки в труде «Хашия ала аш-Шарх аль-Кабир» поясняет: «Порицательно для женщины закрывать лицо никабом, так как это считается излишней чрезмерностью, если это не является обычаем в их стране (местности). Так как этого не требует великая сунна» (Т. 1, стр. 218). Однако это решение среди маликитов не является однозначным, как и в других мазхабах.

Шафиитский учёный шейх-уль-Ислам Закария аль-Ансари в книге «Асна аль-Маталиб» отмечает: «Аврат женщины в молитве и перед посторонним мужчиной включает всё тело, кроме лица и кистей рук» (Т. 1, стр. 174).

Ханбалитский учёный имам Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» утверждает: «Ей (мусульманке) разрешено открывать лицо и кисти рук, так как их сокрытие вызывает трудности, и разрешено смотреть на них ради сватовства» (Т. 1, стр. 431).

Эти цитаты из достоверных книг по шариатскому праву (фикх) четырёх мазхабов, и большинство учёных этих мазхабов разделяют это мнение.

Большинство учёных-правоведов (الجمهور) считают, что ношение никаба не является обязательным шариатским предписанием для женщины.

Здесь уместно привести фетву, вынесенную учёными Египетского дома фетв, согласно которой прикрытие лица никабом у женщины относится к обычаям арабов.

Цитата:

‎"ارتداء النِّقاب الذي يستر الوجه: هو من قبيل العادات عند جمهور الفقهاء، وبمذهبهم نفتي، وليس من قبيل التَّشَرُّع، هذا هو المقرر في مذهب الحنفية والمالكية والشافعية، وهو الصحيح من مذهب الإمام أحمد بن حنبل وعليه أصحابه، وهو مذهب الأوزاعي وأبي ثور، ومِن قَبْلِ أولئك: عُمَر، وابن عباس رضي الله عنهم"

Перевод: «Ношение никаба, который закрывает лицо, считается обычаем среди большинства факихов (исламских правоведов). Согласно их решению, мы выносим фетву и это не является частью шариатского предписания.

Это установлено в мазхабах ханафитов, маликитов, шафиитов и является правильным (сахих) мнением имама Ахмада ибн Ханбаля и его последователей.

Также это решение имама аль-Авзаи и Абу Савра, а также предшествующих учёных, таких как Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах)».

Ссылка на фетву: https://www.dar-alifta.org/ar/fatawa/16401/.

Согласно вышеприведённой фетве от Египетского дома фетв, вопрос ношения никаба тесно связан с обычаями и традициями в народе.

По решению большинства учёных, женщине не предписано закрывать лицо никабом, кроме определённых случаев.

К примеру, при высоком риске привлечения внимания мужчин или возникновения у них искушения и соблазна женщине рекомендуется или даже обязательно предписывается скрывать лицо, чтобы избежать ситуаций, которые могут задеть её честь и нарушить её целомудрие. Существуют также ситуации, когда закрывать лицо запрещается, например, при совершении хаджа, а также в других отдельных случаях.

Важно отметить, что эти обстоятельства и решения относительно них могут варьироваться в зависимости от мазхаба и мнения учёных, а также в зависимости от ситуации, в которой оказалась мусульманка.

Основным мотивом здесь является сохранение скромности, целомудрия и предотвращение искушения, что служит ключевым фактором в разногласиях среди учёных.

 

Заключение

Если раньше, согласно шариату, во времена смуты и искушения ношение никаба рекомендовалось или даже обязательно предписывалось для сохранения скромности и предотвращения фитны (искушения), то сегодня ситуация изменилась и зависит от страны и региона проживания мусульман.

В некоторых странах никаб стал признаком религиозного радикализма и фанатизма.

В наше время никаб стал предметом обсуждения и споров, и возникла новая реальность, в которой его ношение имеет обратный эффект.

По этой причине никаб вызывает у большей части населения страх и опасения. Более того, сегодня никаб привлекает к девушке пристальное внимание и стал причиной усугубления напряжённости в обществе.

Мы должны учитывать современные общественные реалии и быть внимательными к тому, как наши действия воспринимаются окружающими.

Поэтому в некоторых обстоятельствах учёные-богословы и религиозные лидеры могут рекомендовать отказаться от ношения никаба во избежание угрозы безопасности всего общества.

Сёстры должны понимать, в какое время мы живём и в каком государстве находимся... Если же женщина чувствует чей-то пристальный взгляд, то можно ведь прикрыть лицо веером, частью платка и т. д., пока она не покинет то место, где чувствует пристальные чужие взгляды.

А Аллаh знает лучше.

Одобрено и подписано группой докторов исламских наук.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.