Совершение двухракаатного дополнительного намаза после завершения омовения является сунной Пророка ﷺ. За совершение суннат-намаза омовения верующий получает большую награду и его грехи смываются.
От Абу Зур‘ата передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم قَالَ لِبِلَالٍ عِنْدَ صَلَاةِ الْفَجْرِ: يَا بِلَالُ، حَدِّثْنِي بِأَرْجَى عَمَلٍ عَمِلْتَهُ فِي الْإِسْلَامِ، فَإِنِّي سَمِعْتُ دَفَّ نَعْلَيْكَ بَيْنَ يَدَيَّ فِي الْجَنَّةِ. قَالَ: مَا عَمِلْتُ عَمَلًا أَرْجَى عِنْدِي: أَنِّي لَمْ أَتَطَهَّرْ طُهُورًا فِي سَاعَةِ لَيْلٍ أَوْ نَهَارٍ، إِلَّا صَلَّيْتُ بِذَلِكَ الطُّهُورِ مَا كُتِبَ لِي أَنْ أُصَلِّيَ
«Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал Билялу: "О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в Исламе, внушает больше всего надежд [на получение награды], ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий (шаги), раздававшийся впереди меня в Раю?" На что Билял ответил: "Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовение, после этого я обязательно совершал из намаза то, что было предписано мне совершить (то есть столько, сколько мог)"» (Имам Ахмад, 9672; Бухари, 1149)
Также от ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он видел, как Посланник Аллаха ﷺ совершил омовение и сказал:
رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم تَوَضَّأَ وُضُوئِي هَذَا ثُمَّ قَالَ: مَنْ تَوَضَّأَ مِثْلَ وُضُوئِي هَذَا ثُمَّ قَامَ فَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ لَا يُحَدِّثُ فِيهِمَا نَفْسَهُ بِشَيْءٍ غَفَرَ اللهُ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Если кто совершит омовение, подобное моему, а затем совершит двухракаатный намаз и во время намаза будет остерегаться мирских мыслей, то Аллах простит ему все его предыдущие грехи». (Ан-Насаи, 85)
Суннат-намаз омовения получается при совершении двух и более ракаатов любого намаза. Этот намаз не ограничен количеством определённых ракаатов, но предпочтительнее совершить для этой цели отдельный двухракаатный намаз с намерением провести суннат-намаз омовения.
Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях к книге Ибн Хаджара аль-Хайтами «Тухфат аль-Мухтадж» приводит слова имама ‘Али аш-Шабрамаллиси:
«Если человек, который совершил омовение и зашёл в мечеть, ограничится двухракаатным намазом с намерением совершить один из суннат-намазов — омовения и приветствия мечети (тахийята) — или оба суннат-намаза, ему будет достаточно этого, и он получит награду за исполнение основы обоих суннатов (суннат-намазов омовения и тахийята).
Однако ему лучше совершить четыре ракаата (двухракаатный суннат-намаз приветствия мечети отдельно и суннат-намаз омовения отдельно). В таком случае ему следует сначала совершить тахийят-намаз — так он не упустит время для совершения суннат-намаза омовения, который он может совершить после завершения тахийята».
Лучшим временем для совершения суннат-намаза омовения является момент сразу после завершения омовения — то есть не следует тянуть время между завершением омовения и намазом, ибо этот намаз приписывается к омовению.
Имам Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари», комментируя вышеприведённый хадис Биляла, пишет следующее:
«В этом хадисе имеется побуждение к намазу, который совершается сразу после омовения, чтобы омовение не осталось незанятым тем, что является основной целью омовения (намаза)».
Что касается срока, после которого упускается шанс для совершения суннат-намаза омовения, то согласно мнению имама Ан-Навави, для этого между омовением и суннат-намазом должен быть длительный разрыв, и если после омовения прошло много времени, то срок намаза, совершаемого после омовения, проходит.
Однако в этом вопросе среди учёных имеются разногласия. Некоторые учёные считают, что время этого намаза завершается с нарушением омовения, другие считают, что этот намаз упускается из-за намерения не совершать его, а другие говорят, что его срок проходит, как только высохнет вода на вымытых частях тела.
Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях к книге Ибн Хаджара аль-Хайтами «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:
«Упускается ли время для совершения суннат-намаза омовения при отказе от него или после нарушения омовения или из-за длительного временного разрыва между ним и омовением по обыкновению?
В этом вопросе допускаются все три варианта ответа, но самым аргументированным из них является третий, на это указывают слова автора в книге "Равзат ат-Талибин": "Тому, кто совершил омовение, желательно совершить двухракаатный намаз непосредственно после омовения вне зависимости от времени суток".
А Саййид Аль-Басри склонился ко второму варианту: "От Ас-Саййида Ас-Самхуди передаётся, что он вынес фетву о том, что время для совершения суннат-намаза омовения длится, пока не нарушится омовение, ибо цель совершения этого намаза в том, чтобы омовение не осталось незанятым без совершения намаза".
Это мнение подтверждает и факих ‘Абдуллах Ибн ‘Умар Бамахрама, и это мнение является наиболее аргументированным по смыслу».
Из вышеприведённого вытекает, что после омовения желательно совершить двухракаатный намаз со следующим намерением «Я вознамерился совершить двухракаатный суннат-намаз, совершаемый после омовения», и этот намаз можно совершать и в периоды, когда суннат-намазы нежелательно совершать. Но лучше всего совершить этот намаз, не откладывая надолго, сразу после омовения, чтобы исключить все разногласия учёных.
Что касается чтения суры Аль-Фатиха и сур после него, то в суннат-намазе омовения их желательно читать про себя, если этот намаз совершается днём, а если его совершают в ночное время, то желательно читать их вслух.
В первом ракаате суннат-намаза омовения после суры Аль-Фатиха желательно читать 64-й аят из суры Ан-Ниса, затем произносить трижды слова «Астагфиру-Ллаh», а потом прочитать суру Аль-Кафирун.
Во втором ракаате после суры Аль-Фатиха желательно читать 110-й аят из суры Ан-Ниса, затем произносить трижды «Астагфиру-Ллаh», а потом прочитать суру Аль-Ихлас.
Тот, кто не знает эти аяты, может прочитать суры Аль-Кафирун и Аль-Ихлас. Тем, кто не знает эти аяты и суры, можно читать любые другие или ограничиться чтением суры Аль-Фатиха.
Стоит отметить, что этот намаз желательно совершать не только после омовения, но и после полного омовения (ритуального купания), будь оно обязательным или желательным, а также после таяммума.
Мухаммад Султанов