Религия и смысл бытия

28 Июль 2009
1170

Религия и смысл бытияПеремены последних лет внесли в наше общество много позитивного, но вместе с тем появилось и немало проблем. Одной из таких глобальных проблем стал международный терроризм и падение нравственности, которые представляют сегодня серьёзную угрозу как для отдельной личности, так и для безопасности государства в целом.

Говоря о проблеме противостояния международному терроризму и экстремизму на открытии Всемирного саммита религиозных лидеров, В. В. Путин отметил: «Идеологи террора строят свои спекуляции не только на острых социальных проблемах, но и на религиозной безграмотности, сепаратистских и националистических настроениях. Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений. А падение нравственности, нравственных начал в обществе во многом является причиной ксенофобии и расовой розни.

Вот почему так важна миссия духовенства, помогающая человеку отделять истинную веру от попыток ею манипулировать. Такое воспитание формирует в обществе толерантную среду, в которой осуждается религиозная и национальная неприязнь. Считается недопустимым любое оскорбление чувств верующих и осквернение религиозных святынь. И потому духовное, нравственное и гуманитарное просвещение – это совместная задача и государства, и религиозных объединений» (Июль 2006 г., Москва).

Другой серьёзной проблемой является падение нравственных устоев. В настоящее время распространение наркотиков, алкоголя и распутства в нашем обществе достигло угрожающих масштабов. Самое опасное то, что возраст людей, поражённых этими пороками, становится всё моложе и моложе. Это грозит серьёзными демографическими последствиями.

В решении указанных и других проблем особая надежда возлагается на возрождение духовности, на помощь и поддержку со стороны религии, главная задача которой - духовно-нравственное воспитание и просвещение человека. В связи с этим, просвещение в вопросах религии подрастающего поколения приобретает особую актуальность.

Религия – явление всечеловеческое и всемирное. Если общество декларирует свою безрелигиозность, безыдейность, то оно приходит к тому, что люди всё же находят себе различные «заменители» истинной религии, что бывает чревато дополнительными проблемами.

Подводя итог периода безрелигиозности нашего общества, В. Е. Фортов, экс-министр Российской Федерации по науке и технологиям (1998 г.), отмечал: «Сейчас мы отчётливо видим, что самой страшной утратой (для) России за последние годы были не только экономические и социальные потери. Мы вплотную приблизились к той черте, за которой следует потеря духовности, цели и смысла жизни. Здесь мы связываем надежду с нашей религией».

Действительно, наступление ядерной эпохи, возникновение глобальных проблем, способных привести человечество к гибели, вовлечение всех стран и регионов в единый общественно-исторический процесс - обозначили переломный момент в истории, когда надламываются прежние идеологические ориентиры: культ разума, науки, техники, активизируются взаимодействия культур Запада и Востока, осознаётся потребность в моральной революции и приоритет общечеловеческих ценностей.

Существенной и жизненно важной составляющей этих процессов является религия, остающаяся для подавляющего большинства населения господствующим мировоззрением. Поэтому её глубокое понимание – основная задача человеческой мысли нашего времени, для чего ныне создаются соответствующие условия. Поэтому надлежит исправить прежние ошибки и упущения, максимально учесть новейшие факты и тенденции, восстановить истинную картину, которая была ранее сокрыта по причине запрета.

В настоящее время учёные утверждают, что для восприятия политической действительности, выработки оптимально-политических процессов в обществе необходимо учитывать религиозный фактор.

Сегодня мы всё больше убеждаемся в том, что религия является одним из важнейших атрибутов в жизни человека. Она становится жизненной позицией, нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым живёт человек.

Ещё множество людей придерживаются неправильного подхода к религии и религиозным чувствам людей. Отсюда и актуальность правильного понимания этих вопросов для современного человека.

Наша страна, выйдя из семидесятилетнего периода атеизма и преследования религии, снова ощущает потребность в вере. Люди, потерявшие свои идеалы и оказавшиеся в трудном социальном и материальном положении, обратились к религии как к единственному утешению. Знания религии необходимы не только для знакомства с историей человеческой культуры и быта, но и для понимания современной жизни.

Современная наука говорит о том, что Земля – это мельчайшая песчинка в бескрайнем Космосе, наполненном миллиардами галактик. Поверхность этой песчинки – Земли – покрыта тонким слоем жизни. В нём живут люди и многообразный животный мир. «Наша земная жизнь – одно мгновение по сравнению с бесконечной загробной жизнью». Так говорил перед смертью и один из великих пророков Нух (Ной), который был долгожителем и прожил на земле около 950 лет.

Смысл жизни

Неужели это мгновение, под названием жизнь может иметь какой-то смысл?

Люди рождаются, учатся, любят, ненавидят, воюют, трудятся, стремятся к счастью и, в конце концов, умирают. В чём же смысл всего этого, этих жизней, вспыхивающих как искорки и почти тут же гаснущих? На эти и многие аналогичные животрепещущие вопросы люди ищут ответа. А как же жить человеку без них? Жизнь бессмысленная уподобляет человека животному. Человек, в отличие от животного, всегда пытается осознать смысл своей жизни. Именно то, что человек искренне пытается найти смысл бытия и познать, в чём состоит абсолютная Истина, неминуемо приводят к необходимости веры и религиозного образования.

Современные психологи установили, что когда человек не знает смысла существования, то результатом постоянных поисков и мучений становятся серьёзные недуги. Огромный процент самоубийств, наркомании, алкоголизма и значительная доля других преступлений объясняются тем, что человеку не удалось найти смысл своей жизни. Это результат отсутствия должных знаний о собственной миссии в этой жизни и незнание смысла своего существования.

«Жажда – это лучшее доказательство существования воды», – сказал австрийский писатель Ф. Верфель (1890-1945). Приводя эту замечательную мысль, известный современный психолог и психиатр В. Франкл, автор метода лечения неврозов нахождением смысла жизни, выдвигает два тезиса:

- смысл невозможно навязать тому, кто его ещё не нашёл, человек должен обрести его для себя сам;

- смысл не только может быть найден, но и должен быть найден. Как раз для этого Господь дал человеку разум, веру и совесть.

Многие великие учёные в поисках смысла жизни пришли к тому, что необходимым условием полноценной жизни является вера в Единого Бога и в бессмертие человеческой души. Если есть Бог и если душа бессмертна, то смысл человеческого существования состоит в том, чтобы вечно жить с любовью к Господу, стремясь познать Его, следуя Его велениям и остерегаясь Его запретов, осознавая то, что человек - самое любимое творение Господа, ради которого Он создал весь мир.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.