В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким. Это объясняется тем, что уклад жизни мусульман зиждется на традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания является одним из праведнейших и мудрейших обычаев.
Брак (по-арабски «никях») рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, как средство успокоения души и сердца. Он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой. Это такой вид обязательства, в котором любящие и желающие друг друга мужчина и женщина, придерживаясь принципов взаимопонимания, искренности и терпимости, находят любовь и мир, сострадание и взаимность, комфорт и надежду, и в атмосфере любви и нежности воспитывают детей и строят счастливую семью. Все эти ценности и цели брака приобретают особую значимость и укрепляются, если они будут соответствовать нормам Ислама и будут восприняты супругами как религиозные установки, т.е. приняты как святое благословение.
Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу (Хаву) с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Аллаха.
В Коране имеются аяты, в которых содержится повеление Аллаха о необходимости создания человеком семьи. И неудивительно, что все упомянутые в Коране пророки, кроме ‘Исы (мир ему), были женаты. Что же касается пророка ‘Исы (мир ему), то он создаст семью и будет иметь детей после последнего его пришествия на землю, которое произойдет ближе к Концу Света.
Пророк Яхья (мир ему), хотя и существуют мнения ученых, что он вовсе не вступал вбрак, в действительности же был женат. Он женился, чтобы обрести пользу и вознаграждение, которые получает женатый мусульманин от Творца, а также выполнить Сунну и предостеречь свои глаза от запретного.
Бракосочетание является Сунной и качеством присущим пророкам. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) говорится: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня». В другом хадисе сказано: «Брак – моя Сунна. Кто полюбил это мое качество, пусть поступит согласно моей Сунне». Имеется множество хадисов, в которых однозначно рекомендуется вступать в брак, не только во избежание заблуждений, разврата, прелюбодеяния, так как брак решает и эти проблемы, но и с целью получения вознаграждения от Всевышнего.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил, что все деяния человека прекращаются со смертью, кроме трех, среди которых был назван и праведный ребенок, взывающий к Аллаху за своих родителей. А благочестивый ребенек рождается и воспитывается в хорошей семье.
Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) говорил: «От брака не отказываются, кроме как из-за несостоятельности или разврата». Здесь под несостоятельностью подразумевается отсутствие необходимых материальных средств или физического здоровья. ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) вступал в брак много раз и подчеркивал, что женится ради благочестивого ребенка.
Двоюродный брат Пророка Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах!) отмечал, что сердце человека нигде не получает такого большого удовлетворения, наслаждения и успокоения, как в своей семье.
Сподвижником Пророка Ибн Мас‘удом (да будет доволен им Аллах!) сказано: «Если бы мне осталось жить всего лишь десять дней, то я бы захотел пожениться, чтобы при встрече со Всевышним не оказаться холостым». А у Ма‘аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах!) от чумы умерли две жены. И его самого тоже постигла чума, но, несмотря на все это, он говорил: «Жените меня! Поистине, я не хочу встретиться с Аллахом, будучи холостым». Эти примеры указывают на то, что за бракосочетание человек получает великое вознаграждение. Они видели в создании семьи не погоню за мирскими благами, а повиновение Воле Творца и следование Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), в котором заключено большое достоинство и безграничное счастье.
Выдающийся ученый и имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу!) отмечает, что достоинство и преимущество женатого мусульманина над холостым такое же, как воюющего на пути Аллаха над остающимся дома. И один рака‘ат намаза женатого дороже и высокочтимее семидесяти рака‘атов неженатого человека.
Создание семьи через заключение брака, как соблюдение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), влечет за собой ряд важных социальных аспектов:
1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. В результате рождения ребенка, родители приобретают:
а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;
б) любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), так как увеличивают его общину;
в) благословение Аллаха из-за мольбы (ду‘а) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;
г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. Чтобы удостоиться этого родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине, ребенок потянет за собой в Рай и своих родителей» (Ибн Маджа).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) рассказывал, что в Судный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, где все будут отчитываться за свои деяния. Ангелы будут вводить детей в Рай, а они же останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они зашли в Рай, так как они не будут отчитываться. Когда дети поинтересуются о месте нахождения их родителей, ангелы ответят, что их родители нечисты, потому что они грешили и теперь им придется отвечать перед Аллахом. Дети начнут кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине их криков. Ангелы ответят, что дети мусульман отказываются войти в Рай без родителей. Тогда Аллах прикажет ангелам провести родителей вместе с детьми в Рай.
Рождение ребенка становится началом нового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большую ответственность за будущее общества. Рождение детей является большим счастьем для супругов. Не зря сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), что в доме, где есть дети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати. Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родители получают вознаграждение от Аллаха за заботу о детях, а также за благие деяния, совершенные детьми. Однако, если воспитание детей не будет проходить на должном уровне и дети будут совершать зло, то родители получат такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум внимания воспитанию детей, так как это тоже является причиной счастья родителей как на этом, так и на том свете.
2. Решается вопрос физиологических потребностей. Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается Исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием, за которое уготовано великое воздаяние. Этим самым человек защищает себя от козней сатаны, предохраняет свои глаза от запретного, а также от прелюбодеяния. В то же время Ислам настаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно удовлетворению всех остальных потребностей человека.
3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты, проявляющиеся в ласках и одновременном укреплении своей веры в Аллаха, которую можно рассматривать как психологический фактор воздействия брака на человека.
4. Уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.) и для женщин забот, связанных с материальным обеспечением.
5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей, которые возможны только в условиях семейной жизни. В пору половой зрелости человек ощущает, что хочет любить и быть любимым. Он ищет для себя объект любви, влюбляется, зачастую разочаровывается и ищет новых чувств. Многие молодые люди тратят драгоценное время своей юности на эту проблему, расшатывая свою нервную систему от бесконечных эмоциональных стрессов, и в конечном счете, с разбитыми надеждами и неудовлетворенные жизнью, встречают свою старость. А ведь они могут обрести взаимность в браке, живя со своей любимой в мире, согласии и взаимопонимании. Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципам Ислама, дает человеку большое наслаждение и радость жизни. Она – гарант стабильности и успеха, семейного счастья и благополучия. Таким образом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым – это внутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшим образом удовлетворяется в семейной жизни.
Во многом, именно благодаря браку, человек может сопротивляться своему «нафсу», своим страстям, выполняя свои обязанности, обучая и направляя свою супругу и детей на путь Всевышнего Аллаха.
Предписание Ислама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, так и к мужчине. Каждый из них узнает о своих обязанностях перед Господом и Его Пророком, перед обществом и самим собой прежде всего в своей семье. Уважение к старшим и забота о младших также вырабатываются в семье. Семья – это первый источник любви и воспитания. Такова точка зрения Ислама на бракосочетание в его высоком и чистом виде.