Этика поведения мусульманина, находящегося вне дома

27 Август 2009
5003

этика поведения вне домаГде бы вы не находились, если услышите, как кто-то чихнёт, и после этого воздаст хвалу Всевышнему, сказав: «Аль-хамду лиллях!», то вместо «Будь здоров!», мы должны пожелать ему милосердия Аллаха, сказав: «Йархамука Лллах!» (женщине говорят «йархамуки Ллях!»), ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину Аллах любит чихание (то есть, радуется, когда его рабы чихают) и ненавидит зевоту. Когда мусульманин зевает, то над ним смеётся сатана». В другом хадисе говорится: «Когда кто-либо из вас чихнёт, то пусть скажет: «Аль-хамду лиллях!», а рядом стоящий пусть ответит: «Йархамука Лллах!»» - это значит: «да смилуется над тобой Всевышний» или «милосердие Аллаха тебе».
К сожалению, многие не употребляют эти прекрасные совершенные слова, которые являются поминанием и мольбой к Создателю, а обычно произносят «Будь здоров!».
Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «А когда тому, кто чихнёт, скажут: «Йархамука Лллах!», пусть он ответит: «Да наставит тебя Всевышний и улучшит твоё состояние». Но условием такого пожелания является то, чтобы чихнувший произнес: «Аль-хамду лиллях!». Однако, некоторые учёные говорят, что в таком случае лучше напомнить о желательности произнесения этих слов, и после ответить ему должным образом.
Аннас бин Малик передал, как однажды двое, сидящие рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) чихнули, и одному из них Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пожелал милосердия Аллаха, а другому нет. Тогда тот, которому не были сказаны слова пожелания, возразил: «О, Посланник Аллаха, почему ему пожелали, а мне нет?», тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Тот восхвалил Аллаха, а ты нет, поэтому ему я пожелал, а тебе нет». Некоторые учёные сводят это пожелание к «фардуль-кифая», то есть, если в каком-нибудь собрании кто-то чихнёт, то достаточно пожелания одного человека, таким образом, выполняющего долг за всех присутствующих. Но если никто не ответит ему, то, согласно мнению учёных, это является ослушанием и невыполнением Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Эта деталь кажется незначительной, но если произнести это пожелание с намерением последовать за нашим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), то в этом случае человека ожидает довольствие Аллаха и великая награда. Поэтому нельзя игнорировать эту деталь, проявляя высокомерие, стеснение и так далее. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уделяет Сунне такое внимание, так как само пожелание «Йархамука Лллах!» приносит огромную пользу обществу.
Во-первых, следует отметить, что эти слова порождают симпатию между людьми. А тот, кто чихает, избавляется от высокомерия, горделивости. Когда ему говорят эти слова, становится более мягким и добросердечным. Произнесение этих слов приводит к скромности, ибо пожелание «да смилуется над тобой Аллах!» подчёркивает нужду человека в Создателе, ибо никто не застрахован от проступков, грехов, или болезней.

Следующий адаб - помощь заблудшим. Это важный долг для тех, кто вне дома, приехавших из других городов, посёлков и сёл. Может случиться так, что им нужна помощь, и будет очень некрасиво, указать дорогу простым кивком головы или взмахом руки, не уделив человеку должного внимания. Мусульманину подобает подробно объяснить приезжему, где находится тот или иной пункт, подсказать короткий и лёгкий путь. Наилучшим поступком считается отложить свои дела, и довести прямо до места.
Представьте, что будет чувствовать к вам этот человек! Даже в городах, где люди далеки от Ислама, все соблюдают законы этики, мы же, мусульмане, должны послужить наилучшим примером для всех людей.
Данный адаб относится не только к тем, кто заблудился на улице в незнакомом городе, но и к тем, кто встал на ложный путь греха и нуждается в общем наставлении. Если на пути повстречается такой человек, то необходимо попытаться направить его на правильный путь, путь Ислама, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наставить хотя бы одного человека для тебя будет лучше, чем овладеть красными верблюдами». Красные верблюды – это желанное богатство арабов не только того времени, но и теперь, поскольку красные верблюды считаются лучшей породой. В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Наставить хотя бы одного человека для тебя лучше, чем этот мир и всё, что в нем есть».
Стремление наставить заблудшего человека, склонного к различным грехам, должно быть в сердце каждого мусульманина, и, выходя из дома по личным делам, основной целью должно быть именно это. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Наставление, указание человеку необходимой для него дороги – это милостыня, наставление человека на неизвестной земле – это тоже милостыня». Кроме того, это поддержка и помощь своему брату, как сказано в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах всегда в помощь тому рабу, который оказывает помощь другому рабу».

Следующий адаб – это оказание физической помощи нуждающемуся. Довольно часто мы встречаем пожилых людей, которые вынуждены таскать с собой тяжёлый груз. Если кому-то нужна помощь, и мы физически способны ему помочь, то пройти равнодушно мимо не будет поступком мусульманина. Предложить и оказать помощь, согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - долг каждого мусульманина. В мусульманском обществе человек, нуждающийся в помощи, не должен просить об этом, мусульмане добровольно должны помочь ему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оказание человеку помощи своим транспортом – это милостыня». Если мы следуем хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то во всём этом будет милостыня. Но если вдруг, проходя мимо кого-то, мы слышим зов о помощи, и решаемся помочь, не испытывая при этом искреннего желания помочь, то в таком случае за такую «помощь» не будет никакого воздаяния. Необходимо изъявить искреннее желание и стремление, следуя указаниям нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Кроме того, долгом является помощь и поддержка угнетенному человеку. Особенно в наши дни, когда притеснение перешло все границы, невольно можно оказаться свидетелями того, когда сильный угнетает слабого, богатый грабит бедного, обладающий властью притесняет простолюдина….
Встать на сторону униженного и оскорбленного – есть поступок истинного мусульманина. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Помоги (поддержи) своему брату, когда он притесняет, и когда его притесняют», когда же сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, нам понятно, что нужно помочь тому, кого притесняют, а как же поддержать того, кто сам притесняет?». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Удержите его от совершения несправедливости - это и есть поддержка для него».
Но в наше время чаще происходит наоборот. Тот, кто прав, не должен бросаться, кричать на виновного, а поступать, как истинный мусульманин. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Мусульманина, который оставляет другого мусульманина без помощи, Всевышний оставит без помощи именно тогда, когда он больше всего будет в ней нуждаться».
Поэтому, встретив угнетённого, следует защитить его, заступиться за него. Если же мы поступим иначе, то, согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мы непременно окажемся в такой же ситуации, и не найдём за спиной ни поддержки Аллаха, ни помощи от людей. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Мусульманин мусульманину брат, и не имеет права его притеснять, оставлять его, и унижать его».

Следующий долг мусульманина, находящегося вне дома – это оказание помощи страждущему, к примеру, человеку, у которого закончились деньги на еду или на продолжение пути. В таком случае необходимо оказать ему физическую, материальную или моральную поддержку. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «С высоким стремлением, с огромным желанием облегчить участь такого человека – твой долг».
Последний долг, которым наставил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сподвижников – умножать поминание Всевышнего.
Так как улицы, общественные места являются местами беспечности и забвения Аллаха, то, поминание там Создателя, увеличивает вознаграждение, и защищает от дурного влияния.
О поминаниях Всевышнего в хадисах сказано очень много. Абдулла ибн Бусур передал следующее: «Однажды один человек пришёл к Посланнику Аллаха и спросил: «Предписаний Ислама много (имеется ввиду дополнительные), и исполнять их мне очень трудно. О, Посланник Аллаха, расскажи, чего особенно следует придерживаться?», тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Пусть не перестаёт твой язык поминать Аллаха!».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обязывает выполнять все вышеизложенные обязанности. Прежде чем выйти из дома, в первую очередь необходимо задуматься, способен ли ты выполнять эти обязательства по отношению к окружающим? Мусульманин ни в коем случае не может быть эгоистом и хладнокровно наблюдать за происходящим вокруг. И если ты ощущаешь слабость, тебя охватывают сомнения, то лучшим спасением будет минимальное пребывание на улице, то есть, только по крайней необходимости.

Пусть Аллах дарует всем мусульманам помощь, силу и волю в исполнении Его предписаний, крепко держаться Ислама и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.