Что сулит нам не следование своим знаниям

27 Август 2009
2852

Не следование знаниям (Not following to knowledge)Уважаемые братья! Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

Много аятов Корана и большое количество достоверных хадисов Пророка (мир ему и благословение) переданы о достоинстве и ценности приобретения знаний. Однако для того, чтобы получить ту ценность, которой нам рассказывают те аяты и хадисы, необходимо следовать этим знаниям. Потому что знание чего-либо не могут принести нам полноценную пользу, если мы не будем следовать им. Ибо не помогает больному простое знание лекарства не принимая его. Не следование знаниям не только не приносит пользу, но за это Всевышний наказывает если человек уйдет в потусторонний мир без покаяния (тавбу). О наказании тех людей, которые не следуют своим знаниям Создатель говорит в Коране (смысл): «Поистине, лицемеры – в нижнем пределе огня» (Коран, 4:145), поскольку они не веровали после того, как обрели знание. Творец сделал иудеев худшими, чем христиан, хотя они не приписывали Всевышнему сына и не говорили: «Он – один из троицы», но они (иудеи) не признали Мухаммада (мир ему и благословение), как пророка, хотя твердо знали, что он является настоящим пророком т. к. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Те, которым Мы даровали писание, (т.е. иудеи) знают его так, как знают своих сынов» (Коран, 2:146).

В другом аяте Всевышний упоминает о непризнании иудеями Мухаммада (мир ему и благословение), как пророка (смысл): «Когда пришел к ним [иудеям] Пророк, о пришествии которого они знали, они не поверили ему. Проклятие же Аллаха над неверующими!» (Коран, 2:89).

В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Неужели вы будете повелевать людям милость и забывать о самих себе?» (Коран, 2:44).

Это обращение Всевышнего Аллаха тем людям, которые велят людям то, чему сами не следуют. В другом аяте Всевышний говорит: (смысл) «Велика ненависть Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете» (Коран, 61:3). «И постигайте знание богобоязненности, и следуйте ему, и тогда Аллах одарит вас сокровенными знаниями» (Коран, 2:282). В священном аяте Аллах подчеркивает одарение сокровенными знаниями тех, кто следуют им. Есть еще аят (смысл): «Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах – с богобоязненными» (Коран, 2:194).

Смысл богобоязненности, о которой идет речь в священном аяте заключается в следовании своим знаниям. В отношении тех ученых, которые не следуют своим знаниям в хадисах говорится о сильных угрозах, исходящих от Аллаха, указывающих на то, что в Судный день они больше всех будут подвергнуты наказанию. Мы подразумеваем под учеными, приверженными этому миру тех «ученых», цель которых от приобретения знаний – наслаждение благами земной жизни, достижение власти и высокого положения в глазах людей этого мира.

По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Больше всех подвергнется наказанию в Судный день ученый, знание которого Аллах сделал для него бесполезным».

«Человек не будет считаться ученым до тех пор, пока не станет поступать согласно своему знанию».

«Есть два вида знаний: знание на языке, и это станет доводом Всевышнего Аллаха против Его созданий (людей), и знание в сердце, а это – полезное знание».

«Подсаживайтесь только к такому ученому, который призывает вас перейти от одних пяти вещей к другим пяти: от сомнения – к достоверному знанию, от лицемерия – к чистосердечию, от желания мирского – к воздержанию, от высокомерия – к смирению, и от враждебности – к благожелательности».

«Ближе к концу света те, кто посвятил себя поклонению Богу, будут невежественны, а ученые алимы – нечестивы».

«Поистине, я опасаюсь за вас из-за человека, не являющегося ад-Даджалем, больше, чем из-за самого ад-Даджаля[1]. Его спросили:

– А кто это?

Пророк сказал: «Он – из тех вождей, кто вводит в заблуждение».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто приумножит свои знания, но не продвинется далее по правильному пути, увеличит лишь свое отдаление от Всевышнего».

Что касается преданий (асар), то ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Поистине, больше всех вселяет в меня страх за эту общину (общину мусульман) сведущий в знаниях лицемер». Его спросили: «Как сведущий в знаниях человек может быть лицемером?» Он ответил: «Это тот, кто сведущ языком, но невежествен в сердце и в деяниях».

Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: «Не будь же из тех, кто совмещает в себе знания ученых-алимов и мудрости мудрецов, а сам в своих деяниях влачится по пути неразумных глупцов».

Ибрахима ибн ‘Уяйну спросили: «Кто из людей больше всех раскаивается?» Он ответил: «Что касается сего мира, то это тот, кто делает добро людям, которые затем не выражают ему признательности. А что касается сожаления перед смертью, то это ученый, сожалеющий об упущенных деяниях согласно знанию».

Фудайль ибн ‘Ийад, да смилуется над ним Всевышний Аллах, говорил: «Поистине, я проявляю жалость к трем категориям людей: к некогда могущественным людям, которые находятся в унижении, к некогда состоятельным людям, которые пребывают в нищете, и к ученому мужу, который забавляется этим миром».

Хасан аль-Басри сказал: «Наказание для ученых – это смерть сердца. А смерть сердца – это изыскание благ этого мира при помощи деяний, предназначенных для достижения блаженства на том свете (аль-ахира)».

‘Иса (Иисус) (мир ему) сказал: «Нечестивые ученые подобны большому камню, лежащему в русле реки, он не насыщается водой, но и не позволяет воде достигнуть пашни. Такие ученые подобны также отхожему месту, с внешней стороны оно приукрашено, а внутри него нечистоты. Они также походят на могилы, снаружи они обустроены, а внутри них – кости мертвецов».

Приведенные выше высказывания указывают на то, что состояние ученого, который предается благам мирской жизни, хуже и сильнее чем состояние и мучения невежды (на том свете).

А те ученые-алимы, придерживающиеся истины и приближенные ко Всевышнему, являются поистине, благочестивыми учеными, помышляющими о жизни на том свете.

«Неужели вы будете повелевать людям милость и забывать о самих себе?» (Коран, 2:44)

Таким ученым присущи определенные признаки. Они не ищут благ земного мира при помощи своих знаний и самая низкая ступень, занимаемая ученым, уже предполагает понимание ничтожности преходящего земного мира, его низости, суетной мути и бренности, так и понимание величия того света, его постоянства, чистоты его блаженства и величия его Господа. Такой ученый-алим знает, что земной мир и тот свет противоположны друг другу, они подобны двум женам: когда ты угождаешь одной, вызываешь негодование у другой; они (земной мир и тот свет), как чаши весов: когда одна из них перевешивает, другая становится легковесна; они как восток и запад: когда ты приближаешься к одному, ты удаляешься от другого; они как два кубка: один из них наполнен, а другой пуст, и по мере того, как ты переливаешь из полного в пустой, с тем чтобы его наполнить, первый кубок пустеет.

В преданиях о пророке Дауде (мир ему) есть рассказ, в котором говорится, что Всевышний сказал: «Поистине, наименьшее, что Я делаю в отношении ученого, если он предпочтет свою страсть Моей любви – Я отрешаю его от сладости беседы со Мной. О Дауд, не вопрошай Меня об ученом, которого опьянила мирская жизнь и который отвращает тебя от пути Моей любви, такие, как он – разбойники, преграждающие путь рабам Моим. О Дауд, если ты увидишь стремящегося ко Мне, будь ему слугой; о Дауд, того, кто возвращает ко Мне покинувшего Меня, Я числю выдающимся и сведущим, а того, кого Я числю выдающимся и сведущим, Я никогда не подвергну адскому наказанию».

Хасан ибн Абу Талиб сказал: «Наказание для ученых – это смерть сердца. А смерть сердца – это изыскание благ сего мира при помощи деяний, предназначенных для поиска благ на том свете (аль-ахира)».

Яхья ибн Му‘аз ар-Рази говорил: «Красота знания и мудрости пропадает, если при их помощи искать блага мирской жизни».

Са‘ид ибн аль-Мусаййиб, да смилуется над ним Всевышний, сказал: «Если вы заметили ученого, который посещает правителей, то знайте, что он – вор».

‘Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Всевышний Аллах, говорил: «Если вы заметили ученого, увлеченного мирской жизнью, то не будьте уверены в знаниях, полученных от него; поистине тот, кто любит что-то, окунается с головой в то, к чему он чувствует влечение».

Малик ибн Динар, да смилуется над ним Всевышний, сказал: «Я прочел в некоторых книгах прежних времен, что Всевышний говорит: «Поистине, наименьшее из того, что Я сделаю в отношении ученого, если он возлюбит блага сего мира, Я удалю сладость беседы со Мной из его сердца». А некий человек написал своему брату: «Поистине, тебе даны знания, не гаси же их свет мраком грехов, а то останешься во тьме в тот День, когда обладатели знания устремятся в Рай под светом своих знаний».

Яхья ибн Му‘аз ар-Рази, да смилуется над ним Всевышний, говорил ученым сего мира: «О обладатели знаний! Ваши дворцы достойны византийских царей, ваши дома подобны домам хосровов (древних персидских царей), ваши одеяния достойны Ибн Тахира, ваша обувь как у Джалута (Голиафа), ваши верховые животные богато украшены, как у Каруна, ваши сосуды роскошны, как у фараонов, и поступки ваши – как у людей джахилии (доисламской эпохи), а пути, которых вы придерживаетесь – дьявольские! Где же Шариат (истинный путь) Мухаммада?»

Сахл ат-Тустари же, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: «Все люди – мертвецы, кроме ученых; все ученые – люди, опьяненные земными соблазнами, кроме тех из них, кто творит благие дела а все, кто творит благие дела, – гордецы, кроме тех, кто чистосердечен перед Всевышним, а чистосердечный пребывает в страхе до тех пор, пока не узнает, какая участь в конце уготовлена ему».

Пророк ‘Иса (мир ему) говорил: «Как же человек может быть ученым, если течение времени несет его к жизни вечной, а он увлечен жизнью мирской (ад-дунья)?»

Абу Ну‘айм сказал: «Как же будет из людей знания (алимом) тот, кто изучает богословскую догматику для того, чтобы поучать других, а не для того, чтобы поступать согласно ему?»

Салих ибн Кайсан аль-Басри говорил: «Я знал ученых, которые просили Аллаха об убережении от зла нечестивого знатока сунны».

Абу Хурайра сообщал следующее: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Тот, кто ищет знания, посредством которого жаждут познания и довольства Всевышнего Аллаха, только для того чтобы добывать блага земной жизни, тот не ощутит благоухания Рая в Судный день».

Абу ад-Дарда’, да будет доволен им Всевышний, рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах сказал через откровение одному из Своих пророков: «Скажи тем, кто изучает законоведение (фикх) не для дел веры и обучается не для поступков, находящихся в согласии с ней, и кто ищет лишь благ сего мира при помощи деяний, предназначенных для жизни будущей, тем, кто надевает на себя перед людьми овечьи шкуры (облачаются в одежду отрешенных от мирского), но у них – волчьи сердца, тем, чьи уста слаще, меда, а сердца их горше, чем алоэ, – что они стараются обмануть Меня и относятся ко Мне с пренебрежением, но Я пошлю им такое искушение, что даже самый невозмутимый и кроткий впадет в растерянность».

Аль-Ауза‘и, да смилуется над ним Всевышний, говорил: «Могилы пожаловались на зловонный запах трупов неверных, и Аллах внушил им: “Утробы нечестивых ученых еще более зловонны по сравнению с тем, что находится в вас”».

Ад-Даххак передавал со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Всевышний, следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Ученые этой (мусульманской) общины – двух видов. Одному из них Всевышний даровал знания, а он щедро раздавал их людям. Он не жадничал и не продавал знания, назначая им цену. Этого ученого благословляют птицы небесные, морские и земные животные, ангелыхранители, (записывающие дела людские), а в Судный день он приблизится к Аллаху как благородный предводитель (саййид), в обществе посланников Божьих. Другому из них Всевышний также даровал знания в сем мире, а он поскупился на них для рабов Божьих. Его охватила корысть, и он продавал знания, назначая им цену. Этот ученый будет приведен к ответу в Судный день взнузданным уздой из огня, а глашатай возвестит перед людьми: «Это – такой-то, сын такого-то. Всевышний даровал ему знания в мире, а он был скуп на них для рабов Божьих. Его охватила жадность, и он продавал знания, назначая им цену». Затем его будут подвергать мучениям до тех пор, пока не окончится отчет всех людей”».

Еще тягостнее этого то, что рассказывается в предании: «Некий человек был в услужении у пророка Мусы (мир ему) и с некоторых пор принялся говорить: “Рассказал мне Муса, пророк Всевышнего …, поведал мне Муса, который говорил со Всевышним (Калимуллах)…” до тех пор, пока не обогатился и не умножилось его имущество. А потом пророк Муса, (мир ему), потерял его из виду. Он принялся расспрашивать о нем, но так и не услышал никаких вестей, пока однажды не пришел к нему некий человек, ведя за собой свинью на веревке черного цвета, наброшенной ей на шею. Муса (мир ему) спросил его: «Не знаешь ли ты такого-то?” Тот ответил: “Да. Он – вот эта свинья”. Тогда Муса сказал: «О Господи, прошу Тебя вернуть его в его прежнее состояние, чтобы я мог расспросить его, за что его постигла эта беда?» А Всевышний сказал ему через откровение: «Даже если бы ты воззвал ко Мне посредством того, чем воззвал ко Мне Адам и другие, Я бы тебе не ответил в этом. Однако Я сообщу тебе, почему Я сделал это с ним: потому что он искал благ мирской жизни при помощи деяний веры».

Фузайль ибн ‘Ийад, да смилуется над ним Всевышний, сказал: «Мне стало известно, что Судный день начнется именно с суда над порочными учеными даже раньше, чем с суда над теми, кто поклонялся идолам».

Абу ад-Дарда’, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Горе тому, кто не знает, но семь раз горе тому, кто знает, но не творит доброе соответственно знанию».

Аш-Ша‘би говорил: «В Судный день люди из числа обитателей Рая обратят взоры на людей из числа обитателей Ада и спросят их: «Что ввергло вас в адский огонь, тогда как, поистине, Аллах вознес нас в Рай благодаря вашему воспитанию и просвещению?» Обитатели Ада ответят: «Поистине, мы повелевали делать добро, но сами не делали его; мы запрещали творить зло, но сами творили его».

Хатим аль-Ассам, да смилуется над ним Всевышний, сказал: «Не будет в Судный день большего горя, чем у человека, который обучал людей знаниям, и они поступали согласно им, а сам не поступал сообразно своим знаниям. И они спаслись благодаря обучению у него, а он нашел погибель».

Малик ибн Динар говорил: «Поистине, наставление ученого, который не поступает согласно своим знаниям, соскальзывает с сердец людей подобно тому, как капли дождя соскальзывают с камней».

Ибн ас-Саммак, да смилуется над ним Всевышний, говорил: «Сколько среди тех, кто напоминает об Аллахе, забывших о Нем! Сколько тех, кто устрашает гневом Его, а сам того не страшится! Сколько тех, кто жаждет приближения к Нему, но далеких от Него! Сколько тех, кто зовет к Нему и бегущих от Него! А сколько среди тех, кто читает и знает Книгу Аллаха, тех, которые не придерживаются знамений (аятов) Его!»

Уважаемые братья! Когда мы слышим или читаем о наказании и каре тех людей, которые не следуют своим знаниям, у нас складывается впечатление, что все это относится только к алимам и что это нас не касается.

Уважаемые братья! Хочу отметить что такое мнение ошибочное. Какой бы вопрос человек не знал он считается алимом. Например;Объязанность намаза, поста, запрет причинения вреда людям и. т. д. Если человек знает, что он должен делать что-то и не сделал или знает, что нельзя что-то делать и, зная,что нельзя сделал это, то такой человек тоже относится к категории неследующим своим знаниям. Существует еще такая категория людей, которые говорят, лучше быть невежественными (джахилами), чтобы не подвергаться такой каре. В противоречие такому утверждению можно привести слова Абу Хурайры (да будет доволен им Всевышний). Некий человек сказал Абу Хурайре: «Я желаю обучиться знаниям, но опасаюсь расточить их зря» (т. е. боюсь, что не смогу следовать им). Абу Хурайра ответил ему: «Отказ от приобретения знания равносилен расточению его зря».

Уважаемые братья! Мы не имеем право отказываться от приобретения знаний, опасаясь кары за не следование им, так как нас будут спрашивать, почему вы не приобрели их? Хадис Пророка (мир ему и благословение), упоминаемый в начале статьи, гласит об обязанности приобретения знаний для каждого мусульманина и мусульманки. Но в любом случае нам лучше приобретать знания, даже если у нас не будет получаться следовать им. Если человек будет знать, что нельзя совершать какие-то поступки, а он иногда совершает их, но все-таки он будет знать, что то, что он совершает это не дозволено и у него есть шанс оставить это дело и раскаяться. Потому что он знает, исходя из своих знаний, что этого нельзя делать. А тот, у которого нет знаний, и не знает, что он совершает недозволенный поступок у него очень мало шансов прийти к покаянию, потому что он не знает, что поступает плохо.

Дай Аллах нам всем помощи, силы приобретать ильму и следовать ему. Амин!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.