Стремление к истине – ключ к счастью в обоих мирах

2 Февраль 2010
1629

Стремление к истине – ключ к счастью в обоих мирахВ последнее время среди мусульман появились малограмотные люди, отрицающие некоторые богоугодные деяния, одобряемые прежними истинными исламскими учеными и великими имамами. Эти люди не только отрицают благость таких деяний, более того, они клевещут на мусульман, совершающих эти деяния, называя их еретиками, язычниками, заблудшими и т.д., что накладывает недобрый отпечаток на отношения между мусульманами. Поэтому обращаем ваше внимание на некоторые из таких вопросов и постараемся показать, где истина и где ложь, поскольку стремление к истине является ключом к счастью в обоих мирах.

Вопрос 1)Можно ли вставать в знак почтения, если подошел благой человек, алим, справедливый руководитель, вали, отец или мать?

Всемирно известный алим, имам таких наук, как исламская юриспруденция (фикх) и хадисоведение, ан-Навави (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вставать в знак почтения при появлении достойного человека является сунной. Исходя из этого так поступали раньше и поступают ныне люди уммы» («Аль-Маджму», т.4, стр. 472). Для такого утверждения есть множество оснований. Например, когда появлялся Посланник Аллаха (мир ему и благословление) , его дочь Фатима (да будет доволен ею Аллах) всегда вставала. Об этом сообщает аль-Бухари в книге «Аль-адаб аль-муфрад» (см. на стр. 138). Аль-Бухари также передает: «Когда подошел Аббас(да будет доволен им Аллах) Посланник Аллаха (мир ему и благословление) встал, поцеловал его между глаз и посадил по правую сторону от себя». Есть и другие хадисы о дозволенности вставать в знак почтения. А хадисы, которые приводят порицающие вставание - не о запрете вставать вообще, а о запретности желания, чтобы вставали другие, когда ты подошел, или о запрете вставать так, как это делали в то время неарабы. Есть хадис, в котором говорится: «Не вставайте подобно неарабам».

Подробно узнать об этом, можно в книге «Аль-мизан аль-адиль» (стр. 325-330).

Вопрос 2) Дозволено ли поцеловать руку праведному человеку: алиму, шейху и т.д.?

Поцеловать руку благому человеку дозволяют все четыре мазхаба. Имам ан-Навави (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если кто-то поцелует руку кому-то из уважения к его знаниям (ильм), то это является религиозным деянием, и это не только не порицаемо (макрух), но даже желательно (сунна)». Так написано в «Фатх аль-Бари – шарх аль-Бухари» (см. т. 11, стр. 48). Многие сподвижники целовали руку Пророку (мир ему и благословление).  Из их числа были Умар-асхаб, его сын Абдуллах, Асад сын Хузайра, Мунзир, Савад, Тальхат сын Бураи и другие. Сподвижники также целовали руки друг другу. Например, Али-асхаб поцеловал руку Аббасу, Сабит аль-Банани – Асу, Ибн Разин – Салмату сыну Аиваа, Малик аль-Ашжаи – Ибн Аби Авфу, Убайдуллах – Умар-асхабу, Зайд сын Хариса – Ибн Аббасу и т.д. Подробно узнать об этом, можно в книге «Аль-мизан аль-адиль» (стр. 320-324).

Вопрос 3) Читая азкары (поминания Аллаха, славословия) после завершения намаза, можно ли провести рукой по голове при произнесении «Бисмилляхи-ллязи ля иляха илля хува»?

Проводить по голове рукой при чтении этой молитвы является сунной. Анас(да будет довлен им Аллах)  рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) после саляма, завершающего намаз, проведя рукою по голове, читал: «Бисмилляхи-ллязи ля иляха илля хува-ррахману-ррахим». Этот хадис приводят Табрани, Ибн Сунни и Баззар. (См. в книге аш-Шукани «Найлуль авттар», стр. 461, «Тухфату аз-закирин», стр. 120 того же автора, или в книге Абдуллаха Сиражуддина «Ас-саляту филь-Ислам», стр. 160).

Вопрос 4) Можно ли пожать друг другу руки после завершения намаза?

Имам ан-Навави (да будет доволен им Аллах) пишет: «Если до начала намаза здоровались за руку, то пожать друг другу руки и после завершения намаза является разрешенным (халал), но если до намаза за руки не здоровались, то здороваться так после завершения намаза является сунной». (См. «Аль-маджму», т. 4, стр. 476).

Язид бин Асвад рассказал: «Однажды я совершил рассветный намаз вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Затем (после намаза) люди пожали ему руку и стали проводить руками по лицу. Я тоже пожал ему руку и провел рукой по своему лицу». Это достоверный хадис, приводимый Тирмизи, имамом Ахмадом и Абу Давудом.

Вопрос 5) После чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе и произнесения «амин» можно ли добавить «Раббаль алямин»?

После «амин» добавить «Раббаль алямин» не только можно, но даже хорошо. Имам аш-Шафии в книге «Умму» пишет: «После «амин» лучше добавить и «Раббаль алямин». «Амин» - это мольба, а «Раббаль алямин» - это одно из имен Аллаха». А в Коране есть аят со смыслом: «У Аллаха есть прекрасные имена, просите Его, взывая к Нему этими именами» (сура «аль-Араф», аят 180).

Вопрос 6) После завершения намаза и произнесения «саляма» можно ли трижды читать: «Астафируллаха-ллязи ля иляха илля гьуваль-хайяль кайюма ва атубу илайхи»?

Читать это после намаза является сунной. Есть хадис, в котором говорится о том, что тому, кто прочтет это дуа, прощаются грехи, даже если он дезертировал во время газавата. Хадис приводят Абу Яла и Ибн Сунни (См. «Канзуль уммал», т.1, стр. 241).

Вопрос 7) Можно ли совершать обеденный намаз после пятничного в населенном пункте, где совершается пятничный намаз в нескольких мечетях?

Если в населенном пункте пятничный намаз совершается в нескольких мечетях и неизвестно, в какой из них его начали совершать раньше, то необходимо после пятничного намаза совершить и 4-ракаатный обеденный намаз. Так пишет имам аш-Шафии в книге «Умму» (см. т.1, стр. 171).

Могут спросить: разве обеденный намаз, совершенный после пятничного, не является шестым фарзом за день, и разве это не превышает предусмотренное в Исламе?

На это есть следующий ответ. Если добавить что-либо к тому, что предусмотрено религией Аллаха, например, если к пяти фарзам, предписанным Аллахом , добавить еще один – шестой, то это является куфром. Очевидно, что имам аш-Шафии не был невеждой, не знающим об этом. Познания Аллаха , знания о Его религии, а также богобоязненности у имама аш-Шафии было больше, чем у всех живущих на свете в настоящее время. И о том, что нельзя ничего добавлять к фарзам, возложенным Аллахом  на людей, он знал лучше нас всех, и совершить такое, обладая великой богобоязненностью, он никак не мог, поскольку имам аш-Шафии – это алим, появление которого предсказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Он сказал: «Из курайшитов выйдет алим, который наполнит весь этот мир своими знаниями». Ибн Касир пишет, что этот хадис об имаме аш-Шафии (см. «Аль-бидаят ва-ннихаят», том 10, стр. 623). В другом хадисе, приводимом Абу Давудом, говорится: «В начале каждого столетия появится муджадид, который обновит религию (очистив ее от ереси)». Имам Ахмад сказал, что муджадидом второго столетия является имам аш-Шафии (см. «Аль-бидаят ва-ннихаят» Ибн Касира, том 10, стр. 692).

Во времена Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников в каждом населенном пункте пятничный намаз совершали только в одном месте. Если бы и в настоящее время было так, то никто бы не стал утверждать, что после пятничного намаза следует совершать и обеденный. Поскольку неизвестно, в какой именно мечети первыми приступили к пятничному намазу, имам аш-Шафии, во избежание упущения фарза, сказал, что в этом случае после пятничного намаза необходимо совершать еще и обеденный намаз. Ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто отдалится от сомнительного, у того останутся чистыми его совесть и религия». ( аль-Бухари и Муслим).

Подробно можно прочитать в книге  «Танвир аль-кулуб» (стр. 188-196).

Вопрос 8) Можно ли проводить мавлиды и проводились ли они во времена Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников?

Для начала выясним, что такое мавлид и как его проводят. Для проведения мавлида люди собираются в одном месте, здороваются, читают Коран, произносят «астафируллах», т.е. раскаиваются, читают зикр, салават, стихотворные повествования о Пророке (мир ему и благословение), дуа (мольбу), совместно принимают пищу, пожимают друг другу руки и затем расходятся. Кто утверждает, что хотя бы одно из этих деяний не совершалось во времена Пророка (мир ему и благословение), тот совершенно не знает Ислам.

Да, название «мавлид» во времена Пророка (мир ему и благословение) не употреблялось. А разве мало других названий, употребляемых ныне, и которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение)? Например, названия разных исламских наук тоже появились позже. Но, по сути, и мавлид, и исламские науки были и во времена Пророка (мир ему и благословение).

Разве есть хоть один аят Корана или хоть один хадис Пророка (мир ему и благословение), запрещающие исполнить то благое и являющееся каждое по отдельности сунной, что мы исполняем, проводя мавлиды именно так, как это обычно делается на мавлиде? Другое дело, если при проведении мавлида допускаются деяния, противоречащие нормам Шариата, например, если мужчины и женщины собираются вместе в одной комнате. Такие нарушения недопустимы, и никто не станет оправдывать их. Но это уже совсем другой вопрос.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.