Ни для кого не секрет, что отношение к возрождающейся религиозности во всех частях разделившегося в 1991 году Советского Союза – проблема проблем большинства новых властей. Где-то, как в Таджикистане, процессы так накалились, что разделили людей одной крови и одного языка вплоть до многолетней гражданской войны.
А как сочетаются (или движутся к конфликту) исламское возрождение и утверждение новой государственности в самом центре Азии – в Республике Кыргызстан? Об этом – беседа Джанната Сергея Маркуса с Кадыром Маликовым, доктором политологии и исламских исследований Мадридского университета (Испания), Директором НАИЦ «Религия, право и политика» (Бишкек, Кыргызстан).
— Чем вызвано бурное обсуждение религиозной ситуации в современном Кыргызстане?
— Первая причина – складывающаяся внутренняя религиозная ситуация в Кыргызстане, где тревожные проблемы назревали давно.
И второе – это ухудшающаяся ситуация безопасности в центрально-азиатском регионе в целом. Операции сил НАТО в Афганистане являются неэффективными. С каждым месяцем растёт угроза проникновения групп боевиков с территории Афганистана в сопредельные страны. Недавнее выступление Президента Афганистана о том, что неопознанные вертолёты перебрасывают боевиков (выходцев центрально-азиатских республик) на границы Афганистана с Таджикистаном и Узбекистаном. Думаю в ближайшие пять лет, если не раньше, обстановка в Ферганской долине только ухудшится, вплоть до проведения военных операций и террористических актов – наряду с размещением в Ферганской долине различных сил реагирования, как ОДКБ, так и НАТО.
На мой взгляд, бурное обсуждение ситуации в религиозной сфере также подводит к тому, чтобы Президент Кыргызстана, возможно, уже скоро озвучил бы свою позицию в отношении роли и места религии в процессе начатых реформ.
— Как Вам, эксперту, кажется: каким образом должно государство реагировать на эти вызовы?
— Необходимо укреплять государство изнутри, а это в первую очередь означает: следует объединить общество. Параллельность и несостыкованность развития мусульманской общины и светской части общества ведут к формированию «анклавного мышления», идеологии обособления от общества и государства. Отстранение от политической и социальной жизни государства не может длиться вечно, учитывая характер Ислама – активной позиции верующего, как члена общины и государства. Следующим этапом после «обособления» логично следует этап «противопоставления и отторжения» (который уже частично начался) и, как следствие, в долгосрочной перспективе – «идейное противостояние».
Подходит время, чтобы религиозные организации были активными участниками и были встроены в политическую систему государства. И если в рамках национальной безопасности и стабильности в будущем будет идти речь о формировании под контролем государства светской, социально ориентированной партии от мусульманской общины – то это вполне приемлемо. Но при условии гарантирования неизменности светскости. Таким гарантом должна выступать Конституция страны, которая является своего рода договором.
Легальное же появление под контролем государства светской, социально ориентированной, партии, представляющей интересы мусульманской общины, поможет государству решать сразу несколько проблем, в том числе и вопросы экстремизма (Хизб ут Тахрир), политизации и радикализации верующих. Тем самым, Ислам превращается в один из составных элементов государства, и возможно, становится одним из важных компонентов кыргызской и, в региональном масштабе, центрально-азиатской государственности нового типа.
Также я хотел бы сказать, что и религиозные организации христианско-евангелистского направления также проявляют интерес к политике. Но самое главное – это то, что любая организация, движение или партия должны ставить приоритетным для себя национальный интерес Кыргызстана, а не других стран.
— В чём же основная причина пересмотра отношения к религии?
— Усилилась переоценка происходящих политических событий за последние годы. Всё более находят понимание призывы не копировать чужой опыт, а опираться только на своё собственное культурно-историческое наследие. И государству необходимо переосмыслить подходы к понятию светскости и роли религии в обществе. То есть, государственное строительство с учётом духовно- нравственных потребностей традиционного общества, выстраивание социально ориентированной экономики, реальная борьба с коррупцией, бедностью – меры в этом направлении на сегодняшний день являются наиболее реальным средством выхода из политической и социально-экономической нестабильности.
— Не кажется ли Вам, что мы наблюдаем своего рода парадокс: идёт рост религиозности населения, а с высоких трибун звучат частые ссылки на светскость Кыргызстана. Но не является ли это также обоснованием для давления на религиозные организации?
— В том и проблема, как мы понимаем термин – светскость. И где проходит грань? У нас каждый толкует данный термин, как понимает. Отсюда и неразбериха, что приводит к сложностям и к напряжению между светским и религиозным, от теории все переходят на уровень идеологизации вопроса.
Светское устройство общества на современном этапе должно оставаться незыблемым. Но также следует осознавать, что узкое понимание светскости не оставляет для верующих пространства для самореализации. И одним из основных факторов адаптирования, допустим, Ислама (и верующих) к современным условиям, и к сложившейся светской системе, является реальность национального государства. Тут ясно одно: появление и существование национального государства со светской системой ценностей и одновременно с мусульманским населением, такого, как Кыргызстан – это уже факт.
И если национальное государство старается соответствовать нормам конституционализма (главенство права), то оно должно гарантировать равенство прав, обеспечение всеми необходимыми ресурсами для развития индивидуальной или коллективной идентичности (куда входят помимо культурных и религиозные ценности) своих граждан. Поскольку возрождение религиозных ценностей стало необратимым процессом – то и такое национальное государство, как Кыргызстан, должно быть легитимизировано в рамках уже самого Ислама. То есть, как минимум, должно быть примирение двух ценностных и правовых систем – светскости и Ислама в рамках одного национального государства.
Независимый Аналитический Исследовательский Центр «Религия, Право и Политика» в Бишкеке представляет:
Обсуждение стратегии государственной политики в религиозной сфере: подходы к гармонизации отношений между государством и религией.
Инициатива Правительства КР о проведении широкого обсуждения Стратегии государственной политики в религиозной сфере (на период с 2009 – 2015 гг.) является своевременным шагом, который может указывать на переход государства к более осмысленному решению возникающих проблем в религиозной сфере. Широкое обсуждение этой стратегии с привлечением представителей гражданского сектора, религиозных организаций и институтов, а также выработка общих принципов гармонизации отношений между религией и государством, будет способствовать укреплению стабильности общества и государства.
Положительно оценивая и поддерживая усилия государства в этой сфере, НАИЦ «Религия, Право и Политика» отмечает, что правильное понимание процессов, которые происходят в мусульманской общине, и объективный подход к Исламу в целом, являются важными условиями составления стратегии в отношении религии большинства населения Кыргызстана. Это также относится и к другим традиционным религиям, которые также имеют большое значение для населения страны.
Инициативы государства по предотвращению политизации религии не должны носить исключительно запретительный характер, поскольку это может привести к ещё большей политизации и радикализации умеренных групп и организаций. Наряду с ограничительными мерами законодательного характера, следует направлять и трансформировать «политический накал» в социальную активность через создание условий для привлечения мусульманских организаций к решению социально-значимых проектов под эгидой государства.
Деятельность по противодействию идеям религиозного экстремизма и терроризма также не должна сводиться только к репрессивным методам. В условиях мусульманского большинства и возросшей роли Ислама в общественных отношениях, особое значение будет представлять профилактика и идейное противостояние экстремизму и радикализму, используя потенциал Ислама традиционного толка. Для этого необходимо тесное сотрудничество государства, муфтията, мусульманских организаций и СМИ для формирования массового неприятия идей радикального и экстремистского характера.
Относительно проблемы введения некоторых правовых норм и принципов в законодательные акты, следует подчеркнуть, что основываясь на проведённые исследования, в мусульманской общине эти вопросы не поднимаются и не являются целью большинства мусульманских организаций в стране. Между тем, имеются сведения о том, что в регионах страны, сельские жители, опираясь на адат и ссылаясь на известные им нормы Ислама, решают некоторые внутренние проблемы и споры.
Закреплённые в Конституции страны нормы об Аксакальских и Третейских судах, дают возможность государству более эффективно использовать этот инструмент – привлекать духовно-нравственный потенциал Ислама в решении спорных вопросов, мелких правонарушений, насилия в семье и профилактике экстремизма.
Затрагивая вопрос о гендерном равенстве, Центр полагает, что его нельзя понимать в западном смысле – физического равенства полов. Наше понимание равенства – это равные права и возможности, но разные обязанности и ответственность, связанные с гендерными различиями (женщины и мужчины). Следует отметить, что важным дополнением к созданной стратегии должно стать понимание того, что специфика религии, доктринальные основы Ислама в отношении роли мужчины и женщины в семье, обществе не должны восприниматься с негативных позиций.
Обеспечение гендерного равенства с точки зрения западных ценностей и в западном их понимании в традиционных, мусульманских обществах может быть неправильно понято и даже привести к отторжению. Существующие проблемы в обществе, затрагивающие роль и значение женщины, могут решаться за счёт разъяснения прав женщины в Исламе, которые, вопреки устоявшимся стереотипам, дают большие гарантии защиты прав женщины не только в политической, но также социальной и экономической сферах. Поиск решения проблем с использованием потенциала Ислама является приемлемым и бесконфликтным вариантом регулирования гендерного вопроса в традиционных обществах.
Для этих целей, в Центре работает Юридический отдел, который осуществляет правовую помощь и юридические консультации в рамках светских законов Кыргызстана по различным направлениям, в том числе и по вопросам, связанным с ношением платка (хиджаба).
Духовно-просветительский журнал «Ислам» № 23(03)2009