Внешний вид и образ жизни ищущего знания

2 Октябрь 2009
1759

Внешний вид и образ жизни ищущего знанияИщущий знания должен отстраняться от развлечений и забав, если они противоречат требованиям шариата. Он не должен вести себя непристойно на собраниях, говоря нелепости, громко смеясь, хохоча, предаваясь непомерным шуткам и анекдотам. Дозволительными считаются только легкие, забавные и занимательные шутки, не выходящие за рамки приличия и не нарушающие правил, которыми руководствуется обладатель знания.

Что же касается беспрестанных непристойных, нелепых, задевающих честь, вызывающих гнев и приносящих неприятности шуток, то они возбраняются. Неумеренность в шутках унижает человека и умаляет его достоинство.

Он должен отличаться благородством и теми чертами, которые побуждают к нему: высокими нравственными качествами, радушием, частым приветствием, терпением к людям, сохранением собственного достоинства, но не заносчивостью, величием, но не высокомерием, храбростью, но не слепой приверженностью ко всему своему. И в своем характере, словах и делах он должен освободиться от всего, что мешает ему быть благородным: дурных качеств, как, например, тщеславие, деяния напоказ, заносчивость, кичливость, презрительное отношение к людям и посещение сомнительных мест. Порядок и аккуратность во всем помогают душе оставаться чистой и спокойной. Так, необходимо следить за своим внешним видом, за порядком в своем кабинете и класть все вещи на свои места.

В хадисе говорится:

(ان الهدى الصالح ، والسمت الصالح, والاقتصاد، جزء من خمسة وعشرين جزءا من النبوة)

 

«Праведный образ жизни, приятный внешний вид и умеренность являются одной из двадцати пяти частей пророчества» (Абу Дауд).

Ибн Сирин сказал: «Праведные предшественники учились правильно себя вести так же, как учились приобретению необходимых знаний в религии».

Малик сказал: «Тот, кто постигает знания, должен быть серьезным, умиротворенным и богобоязненным, а также следовать по пути своих предшественников».

Одежда учащегося должна быть чистой и аккуратной, он должен опрятно выглядеть и одеваться, чтобы люди тянулись к нему, а не избегали его. Пророк (мир ему и благословение), увидел человека с растрепанными волосами и сказал:

(اما كان يجد هذا ما يسكن به شعره)

 

«Неужели он не нашел, чем привести в порядок свои волосы?» А также он увидел другого человека в грязной одежде и сказал:

( اما كان هذا يجد ماء يغسل به ثوبه)

«Неужели он не нашел воду, чтобы выстирать свою одежду?».

Пророк (мир ему и благословение) также сказал:

(من كان له شعر فليكرمه)

«Пусть тот, у кого есть волосы, проявляет к ним уважение» (т.е. пусть хорошо следит за ними).

Одежда является одним из средств, характеризующих личность человека. Учащемуся следует быть осмотрительным в выборе одежды, поскольку она является свидетельством уровня его духовного развития. Поэтому внешний вид учащегося говорит о его внутренних наклонностях, и люди оценивают его по одежде. Стиль одежды, подбор всех ее деталей должны соответствовать требованиям шариата, предъявляемым к одежде мусульманина (она не должна быть просвечивающей, облегающей, короткой и т.д.). Учащийся, одетый соответственно указанным требованиям к одежде, может заслужить уважение и станет примером подражания.

Одежда еще говорит о культуре его поведения. Более того, соответственно намерению его одежда может стать одним из добрых дел, совершаемых им для снискания милости Аллаха, поскольку это путь, ведущий людей к истине.

Повелитель правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Больше всего я люблю смотреть на чтеца Корана, облаченного в белые одежды», поскольку это вселяет в сердца людей уважение к нему и к той истине, которую он несет.

Учащемуся не следует одеваться по-ребячески. Установление шариата на счет одежды таково, что ученик не должен безобразно одеваться, что необходимо проявлять умеренность в одежде в соответствии с нормами Ислама, заботясь о хорошем внешнем виде и ведя праведный образ жизни.

Особенно ученицам не подобает одеваться непристойно, выставляя свою красоту всем на показ. Девушки в исламской одежде пользуются уважением и почтением среди окружающихся и не вызывают сомнения ни в чем плохом. Они должны остерегаться оказаться в числе тех женщин, про которых наш Пророк (мир ему и благословение) сказал в достоверном хадисе: «Две категории людей из моей общины, которых я не увидел, являются одними из обитателей Ада: …и женщины, одетые и в то же время голые, которые прельщают и склоняют мужчин, соблазняют их. Они не войдут в Рай и не почувствуют даже запаха Рая, который распространяются на большое расстояние».

Женщины, которые соблюдали на этом свете требования религии и сохраняли свое целомудрие, честь и достоинство, прикрывая запрещенные исламом для показа части тела от посторонних взглядов, в семьдесят раз лучше, чем райские гурии. Проявив немного терпения, они получают возможность стать царицами в Раю.

Даже если родители не говорят им, чтобы они укрывали свое тело, то все равно их вера (иман), Ислам, любовь к Всевышнему Аллаху и Его любимцу – Мухаммаду (мир ему и благословение) должны заставить их прикрывать запретные части своего тела. Один праведник, увидев у своей дочери при выходе на улицу маленькую оголенную часть ноги, сделал ей замечание. Дочь спросила: «Отец, неужели хотя бы эту часть ноги нельзя женщине оставлять неприкрытой?». Этот благословленный человек сказал: «Дочь моя, допустимо ли, чтобы огонь Ада сжигал это место?».

Одним словом, ищущий знания не должен проявлять небрежность в выборе своей одежды и чересчур украшать себя. Он должен заботиться о том, чтобы люди не пренебрегали им, обращая свои взгляды на его грязную одежду или безобразный внешний вид, чтобы они увидели его опрятным и чувствовали только приятный запах, исходящий от него.

Омаров М. А. и Каримов М. О.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.