Человек, который занимается торговлей, также должен изучить дозволенные и запретные стороны торговли. Благородный хадис гласит: «Кто бы ни набрал вес тела за счёт потребления недозволенной пищи, он достоин адского огня». Всевышний во времена пророка Шуайба (мир ему) погубил целый народ, у которого было принято обвешивать и обманывать людей в торговле. Это явление, к сожалению, распространено и в наши дни. Те, кто присваивает чужое имущество, будут держать ответ перед Богом в День великого суда.
Сегодня самым распространённым среди торговцев пороком является обвешивание на весах, в частности, на заправках не доливают топливо, т.е. убавляя другим, прибавляют себе. Это является тягчайшим грехом и насилием, которые запрещены Кораном и хадисами. В Священном Коране сказано (смысл): «Большое горе и пропасть ада обвешивающим, которые берут сполна, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда отмеривают и взвешивают людям, то уменьшают в весе. Разве они не думают о том, что после смерти их снова воскресят в великий День суда?!» (Коран, 83:1–6). Если даже они покаются, им трудно будет найти всех, кого они обманули, чтобы попросить прощения.
Аль-Байхаки рассказал: «Если кто-то покупает украденную вещь, зная, что она была украдена, то он становится соучастником и вместе с вором несёт ответственность за это и будет наказан».
Дорогие братья и сёстры! Всевышний сказал (смысл): «А то, что постигает вас из несчастья, за то, что навлекли ваши руки, и прощает Он многое» (Коран, 42:30). Поистине, использование дозволенного имущества оставляет удивительный след в сердце, и является путём, приводящим к счастью в обоих мирах. Оно имеет сильное влияние на праведность детей и их любовь к родителям и способствует совершению человеком благих деяний. Знайте: богатство и достаток не являются благом, если они добыты запретным путём, и обернутся несчастьем для его хозяина на Том свете. За имущество, накопленное на этом свете, мы будем отчитываться на Том свете. Если оно накоплено запретным путём, то будет спрос и наказание за это.
Те средства, которые люди получают запретным путём, Аллах и так дал бы им, выбери они честный путь. Если бы человек был терпелив так же, как он гонится за благами этого мира, то блага, предопределенные ему, гонялись бы за ним. Оттого, что человек не может проявить терпение и выдержку, блага, которые должны были прийти к нему дозволенным путём, он превращает в недозволенные.
Очень важно употреблять средства, приобретённые дозволенным путём. Ат-Табрани рассказал: «Приобретение пропитания дозволенным способом – обязанность, следующая после пяти основных религиозных обязанностей». В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми мы наделили вас» (сура «Аль-Бакара», аят 172).
Ат-Тирмизи рассказал такой хадис: «Если человек питается лишь дозволенными благами, живёт в соответствии с Сунной и люди не боятся, что он нанесёт им вред, то он непременно войдет в Рай». Ему сказали: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Воистину, таких людей в твоей общине сегодня много!». Он сказал: «И будет в веках после меня».
Если же кто-нибудь совершил воровство, то ему нужно как можно быстрее покаяться. Покаяться – это значит вернуть украденное хозяину и искренне просить его и Аллаха о прощении. Если же украденное имущество было растрачено, потеряно или упало в цене из-за использования или по прошествии времени, то он обязан компенсировать убытки, если только хозяин не простил его за это. Если простил, то он должен воздавать хвалу Аллаху . Если на этом свете не вернуть краденое имущество его хозяину, то в Судный день ему это возместят за счёт добрых деяний того, кто крал. Если же у укравшего не оказалось благих дел, то грехи хозяина краденого имущества переложат на его чашу весов.
У бедного человека был маленький сын. Как-то раз он взял сына с собой и направился в соседний сад красть фрукты. Хотя маленький мальчик знал, что воровство – это грех, он повиновался отцу. Когда они вошли в сад, отец полез на дерево, а сыну поручил присматривать за округой. Мальчик остался под деревом, а отец занялся собиранием плодов. Внезапно сын закричал: «Отец, спускайся вниз, на нас смотрят!». Отец в страхе спустился и спросил: «Кто же нас видит?». Сын тихо сказал: «Аллах ». Как сказано в Коране (смысл): «Он видит и слышит всё». Устыдившись, отец раскаялся и перестал воровать.
Если человек, который украл, ощущает сильное смущение, не может признаться и попросить прощения, то в этом случае не запрещается искать пути для того, чтобы избежать подобного стеснения. Можно отправить то, что по праву принадлежит другому, с другим человеком и попросить его не упоминать его имени или переслать это почтой, или скрытно оставить у хозяев. Если же человек украл, присвоил имущество или отбирал раньше у кого-то и теперь не помнит этих людей и не знает их адресов, то в этом случае необходимо искать этих людей, по мере возможности. Если найдётся хозяин, то нужно отдать ему должное и добиться его прощения и потом просить Аллаха о помиловании. Если же хозяин умер, то необходимо найти его наследников и вернуть им. А если, несмотря на упорные поиски, не смог найти и их, то надо раздать это имущество в виде милостыни от их имени, даже если они были неверующими.
Рассказанного достаточно для разумного человека, чтобы понять, каким большим грехом является присвоение чужого имущества, и чтобы оставить посягательство на чужое добро, вернуть то, что было украдено или преступно присвоено, добиться прощения тех, кто был лишен своего имущества, искренне раскаяться в совершенных грехах, просить Аллаха о прощении и надеяться на Его безграничную милость. Может быть, это остановит преступников в наши дни, когда преступность стала таким распространенным явлением.
Асхабали Мурзаев