Муж и жена

25 Март 2010
2777

Мух и женаВсевышний, создав пророка Адама и его жену Хаву, предписал им и всему их потомству поклоняться Себе. Создатель сотворил Адама из глины, а Хаву – из его левого ребра, и сделал мужчин и женщин из их потомства основой для сотворения будущего человечества. Средством, в результате которого на этот свет появляется народ, Аллах сделал никях, то есть, шариатское бракосочетание.

Для продолжения рода человеческого Всевышний наделил мужчин и женщин взаимным влечением. Творец создал семьи и родство, чтобы люди могли различать друг друга: какого они племени, из какого рода, кто кому приходится отцом, матерью, предками, кто чьим является потомством, чтобы мы могли оказывать друг другу помощь. Он особо возвеличил достоинство родства. Также Аллах строго запретил несправедливое, запретное сожительство мужчин и женщин и запретное удовлетворение физиологических потребностей, то есть, прелюбодеяние, ибо оно перемешивает все родство, племя и ведет к деградации семьи и общества. А вред от подобного разрушения семьи и смешения родства не является секретом. Если у человека нет семьи, родственников, то для него нет никого, кто бы защитил его и проявил заботу. Ради указанных выше (и ради других целей и выгод) Всевышний и установил шариатское бракосочетание.

Аллах, описывая Своих Пророков и восхваляя их, сказал (смысл): «Я и прежде тебя отправил посланников (пророков), и Я сделал их обладателями жен и детей». Господь  поведал об этом, упоминая Свою милость и блага, которыми Он одарил Своих Пророков. Также Аллах упомянул в Коране лишь пророков, которые вступили в брак. Пророк Иса тоже женится после второго нисшествия на землю, и у него родятся дети. Так пишет великий имам аль-Газали в книге «Ихъя улюм ад-дин».

В благородных хадисах любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) также часто упоминается о достоинствах заключения шариатского брака. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Бракосочетание – моя сунна. Кто бы ни возненавидел мою сунну, тот возненавидит и меня». В другом хадисе отмечается: «Брак – моя сунна. Кто возлюбит мое поведение, мой путь, тот пусть придерживается моей сунны» (Абу Я‘ла). «Женитесь и размножайтесь, ибо в Судный день я буду гордиться (радоваться) вашей многочисленностью перед другими общинами», – гласит другой хадис, переданный Ибн Мардавия. «Кто избегает вступления в брак из-за опасений перед бедностью, тот не из нас». «Тот из вас, кто в состоянии вступить в брак, пусть сделает это, ибо бракосочетание лучше оберегает взоры и половые органы от запретного. Тот же, кто не в состоянии жениться, пусть усердствует в соблюдении поста, ибо, поистине, пост приносит успокоение, целомудрие» (аль-Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уделял большое внимание бракосочетанию, ибо те, кто не имеют законного спутника жизни, в большинстве случаев не могут предохранять глаза и мысли от запретного. Если не удается отводить взоры от запретного, то у человека увеличиваются запретные мысли, а такие страстные мысли ведут к запретным деяниям. В хадисе любимого Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Взгляд на запретное – одно из ядовитых стрел сатаны». Ведь если не предостерегать глаза от взоров на запретное, то и сердце охватывают всякие запретные мысли, рушится его покой, появляется забвение по отношению к Всевышнему, становится невозможным искреннее поклонение Создателю, в таком состоянии очень трудно постоянно помнить о Нем и испытывать благоговейный страх и смирение перед Ним.

В итоге, взирание на запретное может привести человека к особо тяжкому греху – прелюбодеянию. Можно много рассказывать о тяжести и о вреде греха прелюбодеяния, однако, верующему человеку должно быть достаточно и одного следующего хадиса. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Человек, совершающий прелюбодеяние, не совершит его, будучи верующим».

Одной из трех основ мусульманской религии является ихсан. Что же такое ихсан? Ихсан – это постоянное осознание человеком того, что Всевышний всегда и везде видит его, вследствие чего в его сердце появляется постоянная память о Нем и богобоязненность во всяком совершаемом поклонении. Если человек не старается оберегать от запретного взоры и мысли, то его третья основа религии, ихсан, никогда не усовершенствуется.

В бракосочетании, помимо названных, есть еще множество полезных сторон. Из их числа: рождение детей и сохранение посредством этого потомства; достижение довольства Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), поскольку это увеличивает его общину; благодать молитв детей, прочитанных ими за родителей после их смерти; их прошение о защите родителей от огня Ада; заступничество ребенка, если он умер еще в младенческом возрасте (до совершеннолетия).

Также из выгод заключения брака является защита от сатаны, преодоление страстей, похоти, сохранение религии. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Человек, вступивший в брак, защитил половину своей религии. Поэтому пусть он проявит предосторожность и (защитит) ее во второй ее половине».

Еще из полезных сторон заключения брака стоит назвать облегчение для ведения домашнего хозяйства, обретение утешения и покоя для сердца. Неженатому мужчине приходится самому заниматься домашними делами, что сокращает его время, отведенное на поклонение Аллаху, и поэтому его поклонение бывает слабым, малым. Любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил, что от непомерного труда сердца омрачаются, и наставлял нас, чтобы мы периодически доставляли покой сердцам. Дозволенные шутки ободряют сердца, снимают физическое напряжение и стимулируют, облегчают выполнение какого-либо труда. А бракосочетание избавляет человека от указанных трудностей и невзгод. Помимо этого человек обретает хорошего помощника в деле, экономит время в пользу занятия поклонением Аллаху, находит душевный покой и преодолевает скуку.

Всевышний в Коране говорит, что Он создал нашу праматерь – Хаву для того, чтобы Адам находил в ней успокоение, утешение. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) также сказано: «Разумному следует разделить свое время на три части: первая – время, когда он обращается к своему Господу – Аллаху; вторая – время, когда он требует отчета у своего нафса; третья – время, когда он занят приемом пищи. Поистине, благодаря последней части времени, он способствует выполнению указанных двух первых деяний» (Ибн Хиббан).

Так же, как для организма не обойтись без пищи, так и сердцу нужен дозволенный, умеренный отдых, утешение. А последнее наилучшим образом можно получить, живя с религиозной, послушной женой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть каждый из вас обладает сердцем, выражающим благодарность Всевышнему, языком, поминающим Аллаха, и верующей, послушной, благочестивой женой, способствующей вам в совершении благих деяний для вечного мира» (ат-Тирмизи, Ибн Маджах).

Достоинством бракосочетания также является получение вознаграждения, предусмотренного за обучение членов семьи основам религии, перенесение исходящих от них трудностей и добывание для них дозволенных средств существования. В шариатских книгах пишется, что за эти деяния можно получить очень высокое вознаграждение.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) отмечается: «Нет лучшего подарка отца детям, чем хорошее, исламское воспитание». В другом хадисе говорится: «Средства (еда и тому подобное), потраченные человеком на семью, засчитываются ему как добровольные пожертвования…». Еще в хадисе сказано: «Среди грехов есть и такие, которые смываются лишь благодаря заботе о зарабатывании дозволенных средств» (ат-Табрани, Хатиб).

Вступив в брак, женщина также обретает облегчение для ведения домохозяйства и совершения поклонения Аллаху. Муж обеспечивает ее едой, одеждой, жильем, следовательно, ей уже не приходится беспокоиться об этом. Работа по дому, уход и услуги, оказываемые мужу, запишутся ей как наилучшее богослужение. Много можно говорить о достоинствах и пользе шариатского бракосочетания. Однако разумному достаточно и малого.

Если мы желаем получить совершенную пользу от брака, то необходимо жениться на праведной, религиозной женщине, точно так же необходимо выдавать дочь за благочестивого человека. Благородный Пророк (мир ему и благословение) говорил: «При выборе супруги принимаются во внимание четыре аспекта: или ее богатство, или красота, или ее происхождение (знатность), или религиозность. Выбери себе религиозную и на тебя снизойдет благодать» (аль-Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Кто женится на женщине лишь из-за ее знатности, высокого положения, того Аллах унизит. Кто женится на женщине лишь ради ее богатства, тому Аллах увеличит нужду и бедность. Кто женится на женщине, беря во внимание только ее красоту, того Аллах принизит. А кто женится на женщине, имея целью только оберегание, посредством брака, глаз и половых органов от запретного и поддержание родственных связей, то Аллах ниспошлет ему в этом благодать» (Ибн Хиббан).

Высоко ценится выдача дочери замуж за религиозного мужчину, если он пришел, прося ее руки. Даже если он не обладает материальным богатством, не имеет хорошо оплачиваемую работу и не занимает высокую должность, но обладает богобоязненностью, то следует выдавать за него замуж дочь. Любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если к вашей дочери будет свататься религиозный, доверенный мужчина, то выдавайте за него свою дочь. Если не будете поступать так, то на земле распространится большая смута и погибель» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).

Теперь давайте подумаем: какая большая погибель и порочность распространены сегодня в обществе вследствие того, что люди не хотят выдавать замуж своих женщин: дочерей, сестер, кроме как за состоятельных, обладающих высоким положением, почетом и должностью мужчин? Мы сегодня в процессе заключения брака следуем всяким труднодоступным для бедного человека обычаям и традициям. Выдаем ли мы замуж за человека, если он не приносит в качестве приданного большое состояние, золото или не обладает большим, шикарным домом или не занимает высокую должность?! Мы сегодня отворачиваемся от установленного для этого пути Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение), оправдываясь тем, что, якобы, люди могут порицать, осуждать нас, если мы не следуем этим «общепринятым обычаям».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил, чтобы женщины требовали в качестве махра (свадебный подарок) слишком большое количество имущества. А сегодня, если обратить внимание, выплата калыма (имущества, золота), которого требуют с жениха родственники женщины, стала даже как бы обязательной. Его воспринимают даже в качестве махра, который, согласно Шариату, необходимо выплатить будущей жене. А Пророк (мир ему и благословение) ведь сказал: «Из благодати женщины – назначение ею в качестве махра малого количества имущества» (Ибн Хиббан).

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Если бы назначение большого количества имущества в качестве махра было бы высокочтимым деянием, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) опередил бы в этом всех. Ведь некоторые сподвижники Пророка (мир ему и благословение) выдавали замуж дочерей, определив в качестве махра лишь имущество стоимостью в пять серебряных монет (дирхемов)».

Только из-за отсутствия большого имущества для создания семьи, как ныне это принято, человек, желающий вступить в брак, остается холостым в течение долгого времени – он ищет возможность улучшить материальное положение. Но ведь именно такое откладывание заключения брака и вводит людей в грех! Шариат поощряет раннее вступление в брак. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Пусть человек, у которого родился ребенок, нарекает его красивым именем, дает ему хорошее (исламское) воспитание, и по достижении им совершеннолетия пусть создает для него семью (поженит сына, и выдаст дочь замуж). Если после достижения ребенком половой зрелости, отец не поженит его (не выдаст замуж ее), и он вследствие этого впадет в грех (прелюбодеяния), то грех этот ложится равно и на отца, как и на совершившего его сына (дочь)» (аль-Байхаки).

Теперь подумайте, дорогие братья и сестры, в каком же возрасте мы женим сыновей или выдаем замуж дочерей?! Мы женим сына лишь спустя 10-15 лет после достижения им совершеннолетия, немного ранее этого выдаем замуж и дочерей. В Шариате торопливость порицается, кроме некоторых случаев. Среди случаев, когда необходимо проявлять торопливость, названа и женитьба по достижении детьми соответствующего возраста. Мы же под предлогом, что «дети не смогут содержать себя и свои семьи» или других подобных оправданий, оставляем их холостыми до довольно зрелого, почтенного возраста. Можно было бы сказать, что молодые люди еще не обладают разумом, позволяющим им достойно управлять семьями, но нельзя забывать и того, что, если мы дадим им правильное исламское воспитание, то они не останутся без нужного ума-разума. А без исламского воспитания человек не обретет здравого, крепкого ума и в сорокалетнем возрасте, и даже в старческом возрасте.

Вследствие того, что люди не обзаводятся семьями своевременно, следуют трудноосуществимым, не соответствующим Исламу обычаям, не желают выдавать дочерей, кроме как за состоятельных людей, считают позором и недостойным выход замуж вторично или в третий раз вдовы или разведенной женщины, практикуют другие подобные недостойные, не установленные религией деяния, в нашем обществе быстрыми темпами распространяется половая распущенность, разврат. А если бы мы женили детей в установленное время, назначали бы в качестве махра принятую в Шариате умеренную цену, выдавали бы замуж вдов и разведенных женщин, и в каждом населенном пункте местный имам взял бы это под свой контроль, если бы еще с младенческого возраста мы воспитали бы детей согласно Исламу, то разве распространился бы среди нашего народа грех прелюбодеяния до такой степени, как мы наблюдаем сегодня?! Вследствие того, что этому ужасному греху предается множество людей, мы даже стали считать его незначительным, не стоящим внимания поступком. А ведь это великий и тяжкий грех. Шариат предписывает смертную казнь человеку, совершившему прелюбодеяние. В хадисе говорится, что вера (иман) покидает человека, совершающего этот тяжкий грех. Также хадис гласит, что когда в одном месте среди народа распространится прелюбодеяние, то Всевышний нашлет на них большие беды и болезни, от которых нет излечения. И сегодня все мы являемся свидетелями этому.

Как следствие распространения внебрачных связей, в обществе с каждым днем увеличивается количество беспризорных детей, брошенных на произвол судьбы или пополняющих детские дома. Ребенка, рожденного в результате прелюбодеяния, не относят к отцу, ибо он не заключил брак согласно нормам Шариата – такого ребенка даже не считают законным сыном или дочерью последнего. Следовательно, как мы видим, дети, рожденные в результате прелюбодеяния, не имеют ни родства, ни родителей. Незаконнорожденному не положено и наследство. Интересно, кем же станут в дальнейшем дети, рожденные вне брака, не получившие исламского воспитания?! Ведь даже если они его получат, всё равно, поскольку они зачаты запретным образом, у них сама основа появления на этот свет является греховной! Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев они пополняют ряды убийц, воров, прелюбодеев и других предающихся порокам людей. Но могут и среди них быть достойные люди – однако это довольно редкое явление.

Профилактикой всех указанных пороков и болезней является шариатское бракосочетание, своевременная женитьба сыновей и выдача замуж дочерей. Если спросят: «Найти для сына религиозную спутницу жизни и женить его бывает легче, но как поступить с девушками, как найти для них праведных, достойных мужей, дабы поскорее выдать их замуж?», – то на это в Исламе тоже есть ответ. Для родителей девушки желательно (сунна) выразить свое желание перед благочестивым, религиозным, богобоязненным парнем или мужчиной выдать свою дочь за него. Это может для нас казаться удивительным, но все же это путь, указанный Шариатом. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Умар (да будет доволен им Аллах) выразил желание выдать дочь замуж Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), Усману (да будет доволен им Аллах). Другие сподвижники тоже поступали подобным образом. Один из табиинов (следующее после сподвижников Пророка (мир ему и благословение) поколение праведных мусульман) по имени Саид бин Мусайиб лично отправился вместе с дочерью к сподвижнику Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) с предложением, чтобы тот взял ее в жены, и отец сам отвел ее к нему домой. А в качестве махра они определили лишь две серебряные монеты (дирхемы). В истории Ислама имеется множество подобных примеров. Сегодня, когда люди стали горделивыми, высокомерными и имеющими мало понятия об Исламе, нам это может казаться и странным, но истина такова. Взрослая женщина также может выразить желание, чтобы на ней женился определенный праведный человек. Так поступила и супруга Пророка (мир ему и благословение), мать всех правоверных – Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Однако, беря за основу некоторые подобные факты, нельзя, злоупотребляя ими, вступать в запретные отношения.

Да одарит Всевышний всех мусульман понимани­ем благодати шариатского бракосочетания и вреда от греха прелюбодеяния! Амин.

Текст: Яхья МАГОМЕДОВ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.