Стыд - качество, которого так нам всем не хватает. Это то, что влияет на всё общество. Чем больше утрачиваем стыд, тем хуже жить в этом обществе, и чем больше людей обладают стыдом, тем лучше жить в таком обществе. Когда говорим о стыде, мы подразумеваем, что человек не способен совершить то, что унижает его, то, за что он может получить упрёк от окружающих и в первую очередь от Всевышнего.
Этим свойством обладают только благородные, воспитанные люди. Это свойство заложено в каждом с момента зачатия, но у кого-то сохраняется это свойство, а кто-то его теряет. А если человек замечает в себе застенчивость, то это признак высокого благородства и богобоязненности. Стыд может иметь только тот, который обладает живым сердцем, а у кого мёртвое сердце, тот не может иметь стыд. Стыд присущ только сильному человеку.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Иман (вера) обладает более чем 60 степенями (ветвями), а стыд - ветвь имана». «Иман и стыд являются спутниками, друзьями и где нет имана, там не бывает и стыда, и наоборот». В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорил, что иман имеет 70 ветвей и наивысшая степень - это ла-илаха илла-ллах и самая низкая степень имана - удаление помехи с дороги. В другом хадисе сказано, что стыд - благо и приводит только к благому. Лучший тот, кто обладает стыдом. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллаху угодно погубить какого-либо раба, он лишает его стыда, а когда Аллах лишает его стыда, он всегда вызывает ненависть и сам ненавидит. Подтверждая эти слова, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что у каждой религии свой нрав, а нравом Ислама является стыд.
Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение) проходил мимо ансаров (жители Медины), он услышал, как один из ансаров проповедовал о стыде и Пророк (мир ему и благословение) сказал, призывайте его, чтоб он продолжил рассказывать о стыде, поистине стыд из имана. Этот человек из ансаров говорил, что стыд - это достоинство, он не проповедовал его с точки зрения Ислама и не знал, что говорит Ислам о стыде. Пророк (мир ему и благословение) сказал, оставьте его, чтоб он продолжил.
Давайте, уважаемые мусульмане, вспомним о стыде наших лучших предков. Как мы знаем, Пророк (мир ему и благословение) и Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) были похоронены в доме Аишы (да будет доволен ею Аллах), и Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что здесь похоронен мой отец, мой муж, оба - близкие мне люди и поэтому я могу раздеться у себя дома. А когда в этом доме похоронили Умара (да будет доволен им Аллах), Аиша (да будет доволен ею Аллах) не смогла рядом с могилой Умара (да будет доволен им Аллах) снять одежду. Она сказала: «Мне стыдно снять одежду в комнате, в которой похоронен Умар (да будет доволен им Аллах)». Как мы знаем, Умар (да будет доволен им Аллах) ей не муж и не брат. Аллах восхваляет женщин, которые имеют стыд. Когда, у женщины нет стыда, она теряет всё, и делает всё, что захочет. Самая высшая степень застенчивости - стыд перед Всевышним, который должен присутствовать в каждом. Только чувство стыда перед Аллахом может спасти нас от прегрешений.
Один из грешников подошёл к Ибрахиму Адхаму, а он был великим валием (любимец Аллаха), который отказался от мирского и предпочёл покорность Аллаху. Этот грешник говорит ему: «О имам! Я хочу раскаяться, отречься от грехов, но не могу и всё время возвращаюсь к этим грехам, укажи мне, что меня защитит и поможет спастись от этих грехов». Ибрахим ответил: «Когда ты захочешь согрешить, не греши на территории Аллаха, найди другое место». «Как же, о имам, ведь вся земля принадлежит Аллаху!», - сказал он. Ибрахим сказал: «Разве тебе не стыдно грешить на Его земле, земле, которая принадлежит Аллаху, и ослушаться Его? Если ты намерен совершить грех, тогда старайся воздерживаться от даров, от благ Всевышнего». Тогда человек сказал: «О Ибрахим! Это невозможно, ведь всё от Аллаха!». Тогда Ибрахим сказал: «Разве тебе не стыдно употреблять Его пропитание и выступать против Него и ослушаться Его? Если ты захочешь согрешить, найди место, где бы Всевышний тебя не видел». «Нет такого места, о Ибрахим!», - сказал грешник. «Как тебе не стыдно грешить Всевышнему, когда ты стоишь перед Ним, и Он всегда видит тебя? Если хочешь согрешить, подумай и попроси у ангела смерти дать тебе немного времени, когда он придёт к тебе». «Но как? Разве я могу сделать так?». «Неужели тебе не будет стыдно оказаться совершающим грех именно тогда, когда к тебе придёт ангел смерти? Если ты намерен совершить грех, вспомни адских ангелов (уполномоченные Аллахом управлять адом), когда они потащат тебя в ад. Сможешь ли ты тогда отказаться от этого?». «Они не спросят меня, и потащат меня туда без спроса», - сказал грешник. Тогда Ибрахим спросил: «Разве тебе не будет стыдно после всего этого?».
Уважаемые братья! Человек не хозяин самому себе, мы не хозяева своей судьбы, потом у нас ничего не спросят, придёт ангел смерти и тогда будет поздно, и нам должно быть стыдно за наши грехи перед Аллахом. Приведём для примера рассказ.
Во времена пророчества Давуда (мир ему) Всевышний обратился к Давуду (мир ему): «О Давуд (мир ему)! Если бы отвернувшиеся от Меня знали бы о моей любви к ним, они бы от радости оторвались бы от земли. О Давуд (мир ему)! Сравни Мою любовь к тем, кто повернулся ко Мне лицом с любовью к тем, кто стоит лицом к истине».
Ещё в хадисе, который призывает нас к стыду, сказано, что воистину Аллах каждый вечер предлагает тем, кто совершил грех днём, чтоб они раскаялись, и Аллах готов принять их раскаяние, и предлагает тем, кто согрешил ночью обратиться к Нему с раскаянием, чтобы простить им грехи. Это продолжается до самого рассвета.
Еще в хадис-уль аль-Кудси Всевышний говорит: «Я творю, а люди поклоняются другому, Я дарую, а они восхваляют другого, Мои блага к людям нисходят, а их зло, ненависть ко мне восходит, отвечают ослушанием и грехами, а когда они больше всего нуждаются во Мне, Я в них абсолютно не нуждаюсь. А те люди, которые вспоминают Меня в любом состоянии, эти люди близки ко Мне. Кто желает приблизиться ко Мне, пусть вспоминает Меня. Люди, покорные Всевышнему - Мои любимцы, но и грешных Я не разочаровываю, если они обратятся ко Мне с раскаянием, а если они откажутся, Я всё равно их лекарь. Я их испытываю, очищая от грехов, и того, кто обратится ко Мне с раскаянием, Я издалека встречу, а того, кто отклонится от Меня, Я призываю. Я говорю ему: «Куда ты, о Мой раб? Неужели у тебя есть господь помимо Меня, твой благой поступок рядом со Мной приравнивается к 10 и даже больше, плохой поступок могу и простить. Я клянусь Моим величием, могуществом, если они попросят прощения, Я им прощу».
И как же не стыдиться Аллаха, уважаемые братья, Который, несмотря на наши грехи, раскрывает нам ворота раскаяния? Давайте постараемся сохранить это качество.
Пусть Всевышний Аллах не лишит нас этого качества! Амин.