Счастье и спасение души

17 Апрель 2010
1816

Главной причиной деградации татарского народа было забвение религии

Счастье и спасение душиНаверное, никогда прежде мир не был таким материальным как сегодня. Материя объяла все сферы жизни человека. Вся жизнь человека ориентирована на удовлетворение материальных запросов. Человек рождается, видит вокруг людей, которые заняты приобретением исключительно материальных ценностей и, воспитываясь в этой среде, сам становится таким же. Замкнутый круг. Что лежит в основе? Как разорвать этот порочный круг и обрести путь к познанию Творца, путь к Знанию, которое когда-то имелось, но было утеряно?

Смысл жизни

Когда человек был заррой, он признал своего Господа и поклялся Ему в верности. Затем душа, будучи заключённой в телесную оболочку, была отправлена в этот мир, чтобы пройти испытания и вернуться к своему Творцу. Но так как тело автоматически отделило человека от Аллаха, от единственного источника счастья, от единственного ключа к обретению смысла, то душа постоянно томится, ища этот источник счастья. В поисках этого источника люди выбирают два пути, истинный – «хак» и ложный – «батыл». Поиск счастья в материальных ценностях является ложным путём. Обретение материального довольства лишь на время удовлетворяет человеческую душу. Оно и не может быть иначе, ведь единственным источником счастья для человека является его воспитатель – Аллах. Следовательно, сегодняшний либерально-капиталистический мир, который, по сути, охватывает 90% земли, включая и исламские страны, ставит мощную преграду на пути достижения человеком света Истины, вынуждая человека находиться в плену у ложных истин.

Таким образом, главной проблемой человека в сегодняшнем мире является потеря смысла жизни. Человек не может сказать, для чего он живёт, в чём его предназначение, откуда он пришёл и куда уйдёт. Ладно бы только это, в конце концов, это только полбеды, главное же в том, что многие люди даже не задумываются над этими вопросами, плавно плывя по течению. И самое страшное, что плывут не только сами, но и других затягивают. А это, кроме погибели, ничего не может принести.

Здесь возникает парадоксальная ситуация. Живя в обществе, насыщенном информационными технологиями, человек не может найти дорогу к важной информации, которая бы могла вывести его на путь Истины. Таким образом, в эпоху всеобщей грамотности, когда большая часть населения планеты имеет возможность получить не только среднее, но и высшее образование, в сущности, многие люди так и остаются в пучине невежества. Здесь речь не идёт даже о представителях других конфессий, проблема касается самих мусульман. Возникло даже понятие «этнический мусульманин». Так сегодня принято называть людей, которые к Исламу относятся как к традиции. Такие люди есть и в арабском мире, и тем более у нас в России, пережившей эпоху атеизации населения.

Ислам в Татарстане

Особенно плачевно дела обстоят в Татарстане. Казалось бы, прошла эпоха атеизма, и должен был бы случиться возврат к прежней духовной традиции, но этого не произошло. И если старшее поколение ещё можно понять – оно всю жизнь прожило в стране, где ростки религиозной духовности были уничтожены на корню, то для нынешней молодёжи нет оправданий. Сегодня нет преград для возвращения к духовным истокам, но что же мы видим? Лишь незначительная часть старается придерживаться норм Ислама. В основной же своей массе она довольно серая, ничем практически не отличается от молодёжи западной. Те же интересы, направленные, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей. Ислам для них является лишь элементом культуры, проявляющимся лишь в обрядовой сфере.

Съехав с социалистических «рельс», татарстанское общество как часть российского, вступило на путь либерализма. Определённый рост экономического благополучия привёл к тому, что в обществе усилились потребительские тенденции, разрушение идеологических преград стало причиной проникновения в республику западных ценностей. Всё это вместе повлияло на формирование молодого поколения, оторванного от национально-религиозных традиций и из-за их отсутствия всё более втягивающегося во всемирный процесс глобализации. Татарский народ рискует сегодня не просто оказаться на обочине истории, он может вообще исчезнуть с исторической сцены.

В связи с этим удручает отсутствие среди татар лидеров, способных повести за собой народ. Есть несколько интеллектуалов, но они не претендуют на эту роль в силу того, что не могут предложить ничего принципиально нового, не имея возможности оторваться от советских стереотипов. Они все как один утверждают, что возрождение татарского народа должно идти в рамках западной модернистской традиции. Исламу в ней отводится второстепенная роль, он служит лишь неким культурным фоном, нравственной традицией. В духе таких идей определёнными модернистами высказываются мысли о пересмотре некоторых положений Ислама, которые, по их мнению, тормозят возрождение татарского народа. В этом плане современные татарские интеллектуалы мало чем отличаются от своих предшественников – джадидов, которые также полагали, что Ислам является сдерживающим фактором на пути прогресса. Отсюда их стремление изменить некоторые положения религии, подстроив их под современные реалии.

Уроки истории

Возникает ощущение, что история ничему не учит даже образованную часть народа. Ведь вся история татар говорит о том, что главной причиной деградации татарского народа было забвение религии. После того как это произошло, история татар неуклонно шла по нисходящей. А так называемые интеллектуалы видят причину регресса в чём угодно, только не в отдалении от исламских духовных ценностей. В этом их главная ошибка.

Если перекинуть мост в XVIII век, то мы увидим, что Ислам тогда находился в ещё более плачевном состоянии, чем в 80-е годы прошлого столетия. Законом от 1740-го года было постановлено закрытие всех татарских махалля. Ислам был загнан в дома, о высокой исламской культуре не могло быть и речи. Его удалось сохранить только благодаря учению среднеазиатских суфийских шейхов, которые стали настоящими духовными светочами для нескольких поколений поволжских учёных, устремившихся в Среднюю Азию вследствие гнёта, оказываемого русским правительством. Свет Ислама в это время проникал сюда через два духовных окна. Во-первых, от бухарского шейха тариката накшбандийа муджадидийа Нийазкули ат-Туркмани и шейха того же тариката Фаизхана аль-Кабули из Кабула. Если бы не эта великая духовная традиция, ещё неизвестно, сохранился бы сегодня на татарской земле Ислам. Учениками обоих шейхов являются более десятка великих шейхов и суфиев Поволжья и Приуралья. Например, известный учёный Абданнасыр аль-Курсави был учеником ат-Туркмани. Учеником же аль-Кабули был другой не менее известный учёный Абдрахим бин Усман аль-Булгари, известный под псевдонимом Утыз-Имяни. Эта плеяда суфийских учёных возродила начавшее угасать исламское духовное наследие в Поволжье.

Таким образом, мы видим, как решали проблему возрождения наши предки. Они не были заражены влиянием чуждых Исламу учений. Источником возрождения своего народа для них были только Коран и Сунна. Так почему же мы, имея перед собой такой хороший пример, тем не менее, продолжаем искать пути к счастью в чуждых нам западных концепциях? В конце концов, неужели сегодняшнее состояние Запада позволяет говорить, что это самый лучший путь общественного развития? Мусульманам же не нужно было создавать таких теорий. У них уже было создано идеальное общество – исламский халифат. Конечно, реальность воссоздания халифата как двести лет назад, так и сегодня скорее смахивает на утопию, нежели на реальность. Ведь ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал, что халифат после его смерти просуществует тридцать лет, и на смену ему придёт царствование. Однако это не значит, что мусульмане должны сидеть сложа руки. Мусульмане имеют перед собой великолепный образец справедливого общества и должны делать всё от себя зависящее, чтобы хотя бы немного приблизиться к тому духовному состоянию, которое переживали мусульмане на заре исламской истории. К этому стремились и наши предки двести лет назад. И это не случайно, ведь они были носителями той духовной традиции, которая восходит к Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам. Известно ведь, что главным фактором в силе и развитии исламского учения было не физическое господство, а духовная мощь.

Вся история Ислама свидетельствует о том, что как только начинался отход от этой божественной традиции, исламские государства переживали упадок. Ведь сказано в Коране (смысл): «Аллах ни в чём не нуждается, а вы бедны. Если вы не повинуетесь Ему, то Он заменит вас другим народом, и тот не будет похож на вас» (Коран, 47:38). Эту известную истину сегодня многие забыли, хотя она является определяющей в отношении того, каким должно быть исламское общество.

Духовная связь

Если вернуться к вопросу о возрождении татар, то без сомнения мы должны сегодня отринуть ложные концепции, которые нам навязываются Западом. Они не имеют ничего общего с нашей историей, которая в прежние времена являла собой образец духовного развития личности, а вместе с ним и всего народа.

Надо помнить, что духовная связь со временем Пророка (мир ему и благословение) не утеряна, ибо и сегодня среди нас есть люди, являющиеся его духовными наследниками. Мы должны стремиться попасть под благословение этих достопочтимых людей и с их помощью заслужить милость Аллаха. Познание себя, Пророка (мир ему и благословение), а через это – Аллаха и является подлинным счастьем. К этому и стремились наши предки. Все усилия должны быть обращены к духовному воспитанию личности. Только так человек может обрести счастье в обоих мирах.

Ленар Гаязов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.