Не уживаются в человеке два свойства: лживость и мужественность

18 Май 2010
7304

Не уживаются в человеке два свойства: лживость и мужественностьНесомненно, Ислам принёс человечеству все достойные качества и разъяснил пути избавления от всяких недостатков. Одним из наиболее важных достоинств, отличающим мусульманина от других людей, является мужество. Мужество – это качество, которое совершенствует личность истинного мусульманина, это сохранение человечности, религии и величия. В Исламе оно исходит из веры во Всевышнего. Существует множество определений этого понятия. Одного учёного-богослова спросили о сущности мужества, и он ответил: «Мужество – это когда ты не совершаешь втайне то, что стыдишься совершать открыто, перед людьми».

Другой сказал: «Сущность мужества заключается в украшении своей души совершенными качествами, отличающими его от других живых существ и проклятого сатаны. Это преобладание разума над страстями, использование рабом всего, что украшает, облагораживает его и оставление того, что его загрязняет, будь это связано только с ним одним, или же с другими».

Сподвижник Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) Амр бин Ас сказал так: «Мужество – это всегда быть на стороне истины, и достойно вести себя с братьями по вере».

Али бин Абу Талиб даёт такое определение: «Мужество - это когда человек избегает всего, что может запятнать его честь, а также прибегает ко всему, что улучшает его нрав».

Сарий ас-Сакати: «Мужество – ограждать себя от всего скверного, а с людьми быть милосердным».

Также мусульманские алимы говорят: «Мужество – это избегать всего, что запретил Аллах, и разбираться в том, что Аллах разрешил».

«Мужество – это быть учёным в Исламе, терпеть беды и невзгоды, во время гнева проявлять выдержку, уметь прощать и обходиться с родителями хорошо».

Ахнаф бин Кайс сказал: «Никогда не уживаются в человеке два свойства: лживость и мужественность». Плодами мужествености являются правдивость, верность, стыдливость и добродетель.

Имам Шафии говорил: «Не годится, чтобы мужественный человек ожидал спокойствия в этом мире, напротив, такие люди всегда находятся в усталости и проблемах».

Мужественный человек в Исламе обладает высоким и благородным нравом, отличается снисходительностью и способностью прощать мелкие оплошности. Он строго соблюдает заповеди Аллаха и на практике выполняет Его установления.

Относительно значимости данного качества есть множество доводов в Исламе. В частности, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Поистине, я послан для облагораживания нравов». «Из красоты Ислама является оставление человеком того, что его не касается, т.е. не приносит ему пользы». «Если ты не испытываешь стыд, то делай всё, что угодно». «Поистине, Аллах щедр и любит щедрость и высокие нравы».

На важное значение мужества указывает и то, что многие хадисоведы сделали его необходимым качеством для передатчика хадиса, чтобы могли принять переданный им хадис, а у того, кто лишён этого качества, не принимали хадис.

Некоторые наши праведные предшественники говорили: «Аллах сотворил ангелов существами с разумом, но не обладающими страстями. Он сотворил животных и наделил их страстями, но не дал им разума. Творец также создал сына Адама и наделил его и разумом, и страстями: и тот из людей, в ком возобладал разум над страстями, поднимается на уровень ангелов (и выше), а тот, в ком страсти возобладали над разумом, опускается на уровень животных (и даже ниже)».

Несомненно, что Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), являвшийся воплощением всех прекрасных нравственных качеств, был и самым мужественным человеком среди людей. Были мужественны и его сподвижники, которые получили воспитание от лучшего наставника всех времён и народов, и также ставшие образцами подражания для последующих поколений верующих. В Священном Коране по этому поводу говорится: «Воистину, в тебе высочайшая нравственность и прекраснейшая культура» (сура «аль-Калам», аят 4). «Посланник Аллаха - прекрасный, образцовый пример для тех, кто боится Аллаха и надеется на Его воздаяние, а также боится Судного дня, стремится к благам Вечного мира и часто поминает Аллаха» (сура «Аль-Ахзаб», аят 21; Тафсир: «Руху аль-баян»).

Когда супругу Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Аиши спросили о нраве Посланника Аллаха, она отвечала, что его нравом был Священный Коран, т.е. ему были присущи все хорошие качества, упомянутые в Коране.

Весьма примечательна и история, случившася с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) ещё на рассвете Ислама. Когда курайшиты, ополчившиеся против Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и исламского призыва, используя разные методы преследования и угнетения первых мусульман, поняли безрезультатность своих действий, они явились к дяде Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Абу Талибу и стали уговаривать его заставить Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) отказаться от призыва к Исламу. Предлагали ему дары и богатства, место предводителя и многое другое. Придя в третий раз к Абу Талибу, язычники заявили: «Заставь его остановиться, иначе мы будем воевать до тех пор, пока не погибнет одна из сторон». И тяжело стало на душе Абу Талибу. Он сказал Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям): «Я уже стар, не заставляй меня переносить то, что я не могу вынести. Оставь это дело».

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) решил, что дядя не будет больше его защищать. Это очень опечалило его, он прослезился, но затем смело, с упованием на Всевышнего, заявил: «О мой дядя! Клянусь Аллахом, если даже курайшиты дадут мне солнце в правую руку, а луну — в левую с условием бросить это дело, я не брошу, пока не распространит Аллах Свою религию или пока я не погибну!». Потом любимый Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встал и повернулся спиной к Абу Талибу, собираясь уйти. Тогда Абу Талиб окликнул его и сказал: «Подойди, о сын моего брата! Поступай как хочешь, я же буду защищать тебя до самой смерти».

История Ислама и пророков богата замечательными примерами мужества, о некоторых из них Всевышний повествует и в Священном Коране.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.