Мудрый не попадает в безвыходные ситуации, а разумный всегда находит выход из них

9 Июнь 2010
2394

Мудрый не попадает в безвыходные ситуации, а разумный всегда находит выход из них Самое ценное, чем Всевышний наделил Своего раба – разум. Руководствуясь разумом, человек имеет возможность возвыситься над уровнем ангелов и также – в отсутствии разума – может опуститься ниже уровня животного. Арабский поэт сказал: «Самый лучший удел раба – разум. Нет ничего из добра лучше, чем он». Бывают случаи, когда из-за отсутствия разума человек теряет всякую возможность быть полезным не только для общества, но и для самого себя (алкоголики, наркоманы, например).

Однажды известного учёного Ибн Мубарака спросили: «Что же является самым лучшим из того, чем наделили человека на этом свете?» Он ответил: «Глубокий разум. Если его нет, то проявление этики (адаба) во всём. Если и этого нет, то хороший богобоязненный брат, с которым можно посоветоваться. Если его нет, то быть немногословным, и если отсутствует всё из перечисленного – то скоротечная смерть». Действительно, благодаря разуму, соблюдению этики, хорошему брату (другу) или молчанию, можно спастись от огромных бед и можно обрести такую благодать, которая спасёт как в земной, так и в загробной жизни. Например, богобоязненный брат посоветует приобретать знания, вступить под опёку истинного наставника, или же при возможности поможет совершить Хадж, построить мечеть, медресе... В действительности это может привести к довольству Всевышнего и к Вечному Счастью. Как нам необходимо всё это сегодня….

Абу Хатам говорил: «Лекарством сердца и души, орудием муджтахидов (это имамы, имеющие право самостоятельно выносить решения) и семенами счастья в Ахирате, является разум». Далее, он сказал: «Тот, у кого прекрасный разум, может скрыть уродство лица, а тот, у кого красивое лицо – может потерять его в отсутствии разума». Именно это мы можем заметить среди наших, так называемых, братьев. Есть критерии, согласно которым можно безошибочно определить, разумный человек или нет: разумный не ведёт бесполезных разговоров и не отвечает на вопросы необдуманно. Мы нередко становимся очевидцами картины, когда кто-либо задаёт вопрос, а тот, кто не обладает знаниями, всегда… торопится с ответом, тогда как алим (учёный)… размышляет над ним. Разумный стремится познать свои недостатки, заметить их. Согласно пословице: тот, кто не видит свои недостатки – не увидит и добрые дела других. Вообще, основой разума считается осознание последствий до произошедших событий.

Разумный не гоняется за недосягаемым, не берётся за невозможное и не расходует на бесполезное. Но всему есть свой враг – и врагом разума является самодовольство (уджбу). Разумный знает, что всё, что он имеет – это благодаря Великой милости Творца. И он проявляет уважение к окружающим: соседям, родственникам, семье, собеседнику, старается быть терпеливым в отношениях с ними. И это его никогда не подведёт. Разумный не станет стремиться выказать свой разум, ибо знает, что скрытые землей семена непременно дадут всходы в своё время. Так же и разум.

Известный учёный-богослов сказал: «В содружестве с ахлю тасаввуф я узнал о двух вещах. Первое: над словом, которое не произнёс, властвуешь ты, а после высказывания оно господствует над тобой. И второе: время, как меч – если ты его не отрубишь, то оно отрубит тебя (если в своё время не заняться полезным, это может нанести тебе неоценимый ущерб)». Разумными хотят стать все, но находясь в поисках земных благ этого добиться тяжело или вообще невозможно. Мудрец, отвечая на вопрос «чем отличается мудрый от разумного», сказал: «Мудрый не попадает в безвыходные ситуации, а разумный всегда находит выход из них». Думаю, что это связано не только с бренной жизнью, но и с загробной. Мудрый и разумный будут соизмерять деяния на этом свете, руководствуясь довольством Аллаха. Пусть Всевышний сделает нас разумными, прилагающими разум для распространения Ислама. И пусть Он наделит всех мусульман счастливым исходом! Амин.

Шахбан Рамазанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.