Священный Коран содержит в себе поучительные истории и рассказы, которые можно ставить в пример, как наставление и назидание. Как об этом говорит Сам Всевышний:
نَحْنُ نَقُصُّ عَلَيْكَ أَحْسَنَ الْقَصَصِ بِمَا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ هَذَا الْقُرْآَنَ (سورة يوسف آية 3)
Смысл: «Мы расскажем тебе истории прошлых общин и посредством внушения тебе Корана» ( см. Тафсируль Багави).
Хотелось бы рассказать одну из этих поучительных историй. В суре «Бараат» рассказывается об одном из сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Этот сподвижник жил в полном достатке и благоденствии. Но ему этого не хватало, он не довольствовался богатством, которым Аллах его наделил, он желал большего. Когда же Аллах наделил его желаемым, это привело его к лицемерию и скупости, которое, в конце концов, и погубило его. Это был человек, который давал обещание Аллаху, но не выполнил его, дал слово Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и не сдержал его. Он хоть и завладел богатством этого мира, но разрушил свой Ахират, лишился веры и довольства Аллаха и его Посланника (салляллаху аляйхи васаллям). А это явный убыток и банкротство. Подумайте сами, какая польза от богатства всего мира, когда с собой унесёшь только два куска материи? А причиной этого несчастья стала скупость. Но этот человек имел крепкую веру. Он говорил, если Аллах наделит его богатством, то он выполнит все требования, связанные с этим имуществом. Если бы он выполнил эти требования, то Аллах ниспослал бы благодать на его богатство и всё пошло бы для него, как говорится, «как по маслу». Но он не выполнил требуемые обязательства, и Аллах поставил на его сердце печать лицемерия и разоблачил его в Своей Книге до Судного дня.
Салябат
Речь идёт о человеке по имени Салябат. Дело обстояло так. Однажды он пришёл к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), попроси Всевышнего наделить меня богатством!». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) дал ему наставление и совет, сказав: «Горе тебе, о Салябат, благодарность, проявляемая за малое имущество лучше, чем большое богатство, за которое ты не сможешь её проявить».
Салябат пришёл второй раз и попросил то же самое. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил ему: «Разве ты не находишь в Посланнике Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) хороший пример? Клянусь Тем, в Чьей власти и могуществе моя душа, если бы я захотел, то шли бы за мной горы золота».
Салябат сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя как Истину, если Он наделит меня богатством, я выполню все обязательства!». И тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) призвал ко Всевышнему: «О Аллах, надели Салябата богатством!».
После этого Салябат начал заниматься овцеводством и Аллах низвёл на него такую благодать, что из-за увеличенного количества овец ему не хватило места в Медине, что он перешёл в ущелья пасти овец. Он так был занят ими, что начал пропускать коллективный намаз с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям). Затем количество овец еще увеличилось, и он начал пропускать и пятничный намаз. Однажды Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил о нём, и ему рассказали всё о Салябате. На что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Горе Салябату!». И был ниспослан аят, обязывающий выплате закята.
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا) سورة التوبة آية 103)
Смысл: «Возьми с их имущества милостыню, которая очищает от грехов и поднимает с уровня лицемеров до уровня искренних» (см. Тафсируль Багъави)
Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) отправил двух посланцев, подкрепив их своим письмом взять закят с Салябата и с другого своего сподвижника. Посланцы сначала направились к Салябату, рассказали ему причину своего прихода и прочли ему письмо. Салябат же ответил: «Я не знаю, что это вы тут говорите. Идите к другому, а потом возвращайтесь ко мне». Взяв положенный закят с другого сподвижника, они вернулись к Сылябату. Салябат взял письмо Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), прочёл и сказал: «Это же ничто иное как дань! Идите, а я ещё подумаю, что делать». Посланцы вернулись к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ещё до того, как они рассказали о случившемся, сказал: «О горе Салябату, о горе Салябату!». Затем был ниспослан следующий аят:
وَمِنْهُمْ مَنْ عَاهَدَ اللَّهَ لَئِنْ آَتَانَا مِنْ فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَ (75) فَلَمَّا آَتَاهُمْ مِنْ فَضْلِهِ بَخِلُوا بِهِ وَتَوَلَّوْا وَهُمْ مُعْرِضُونَ (76) فَأَعْقَبَهُمْ نِفَاقًا فِي قُلُوبِهِمْ إِلَى يَوْمِ يَلْقَوْنَهُ بِمَا أَخْلَفُوا اللَّهَ مَا وَعَدُوهُ وَبِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ (77) أَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُمْ وَأَنَّ اللَّهَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ (سورة التوبة78)
Смысл: «И среди лицемеров есть те, кто обещали Аллаху, что если Он даст им имущество, непременно они выполнят все обязательства, связанные с ним и будут связывать родственные связи и будут они среди восхваляющих. Когда же Аллах дал им имущество, они поскупились и отвернулись. И тогда Аллах сделал их лицемерами до Судного дня за то, что нарушили своё обещание….. Разве они не знали, что Аллах ведает о всех тайнах? И Аллах знает о сокрытом от людей» (см. Тафсиру Ибни Аббас).
В это время находился рядом с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) один из родственников Салябата, который, услышав аят, ниспосланный по отношению к Салябату, поспешил к нему и сказал: «Горе тебе, о Салябат! О тебе ниспослан такой-то аят» и прочёл ему его. Тогда Салябат поспешил к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и попросил принять его закят. На что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Аллах запретил мне принять твой закят». Салябат стал сыпать землю на голову, прося принять его закят, но Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Это твой поступок. Я тебе повелел, но ты не подчинился».
Так и вернулся Салябат с отвергнутым закятом. После Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), когда правителем правоверных назначили Абубакра ас-сиддикъа (разияллаху анху), Салябат пришёл к нему и сказал: «Ты знаешь мой уровень перед Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) и ансарами, поэтому прими мой закят». На что Правитель (разияллаху анху) ответил: «Ты думаешь, если Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не принял, то я приму?». Затем стали правителями после Абу Бакра (разияллаху анху) сподвижники Умар (разияллаху анху) и Усман (разияллаху анху). Они также отказали Салябату в принятии закята. Впоследствии так и умер Салябат отвергнутым и униженным, и не получил в итоге ничего, кроме своего лицемерия, с которым он и встретится в Судный день, как об этом говорит Всевышний:
فَأَعْقَبَهُمْ نِفَاقًا فِي قُلُوبِهِمْ إِلَى يَوْمِ يَلْقَوْنَهُ بِمَا أَخْلَفُوا اللَّهَ مَا وَعَدُوهُ(سورة التوبة)
Смысл: «И тогда Аллах сделал их лицемерами до Судного дня за то, что нарушили обещание» (см. Тафсиру Ибн Аббас).
А как же много таких людей, как Салябат, сегодня, даже превосходящих его в лицемерии и скупости! Порой видишь одного, который был вначале беден и злился на весь мир, в частности, на богатых, что они не выполняют свои обязанности в выплате закята, из-за их чёрствости. Про себя он думал, что если бы Аллах ему дал богатство, а не им, то он не оставил бы бедного в нужде. Но когда Аллах дал ему такую возможность, он забыл свои обещания и намерения, прикрываясь тем, что может обратно стать бедным, если будет помогать бедным. Мол, пусть работают, так же, как и он, чтобы добиться успеха. Ну чем ни Салябат? Ведь точно так же обманулся и Салябат. Поэтому пусть остерегаются имущие обмануться, как обманулся Салябат.
Также хотелось бы отметить и следующее. Когда месяц Рамазан близится к концу, мусульмане начинают спрашивать о закят уль-фитре. Это, конечно, радует. Радует, что они беспокоятся об этом, желая принятия Всевышним их постов и прощения их грехов. Но, к превеликому сожалению, очень мало обеспеченных людей, которые бы интересовались закятом. Неужели их победила скупость Салябата? Неужели им дороже тленные мирские богатства, чем ничем не заменимая вечность? Необходимо помнить, что каким бы человек богатым ни был, с собой он заберёт только благие деяния. Каким бы богатым ни был Салябат, с собой он унёс только саван, и мы унесём только это. Поэтому пусть Аллах поможет нам забрать с собой побольше благих дел.
Да поможет нам всем Аллах! Амин.