Ислам в Демократической Республике Конго

16 Июль 2010
3196

Ислам в Демократической Республике КонгоДемократическая Республика Конго (ДРК), или Конго-Киншаса, государство в Центральной Африке. Колония Бельгийское Конго обрело независимость 30 июня 1960 и стала Республикой Конго. В августе 1964 страна была названа Демократической Республикой Конго. С октября 1971 по май 1997 называлась Республика Заир, после страна вновь обрела прежнее название – Демократическая Республика Конго.

Этнический состав Конго. На территории Конго проживает около 200 этнических групп. Самые многочисленные из них — банту, луба, лунда, монго, занде и др. Государственный язык Конго. Французский.

Религия и религиозные институты.

В Конго больше всего католиков, на втором месте протестанты, потом мусульмане, потом последователи разных африканских верований.

Наиболее быстро растущие религиозные общины в Конго – мусульмане. Из мест своего традиционного влияния на востоке и северо-востоке страны Ислам распространяется по всей её территории. Ислам проник в Конго в середине 19 в. с арабо-суахилийскими торговцами рабами и слоновой костью из Занзибара и с побережья Восточной Африки. Конголезцев-мусульман легко отличить по белым длинным одеяниям, распространенным среди исламизированного населения побережья Восточной Африки.

По данным Конголезского национального исламского совета, в стране насчитывается около 15 миллионов мусульман. Это четверть 61 миллионного населения. Они населяют преимущественно восточную и северо-восточную части страны.

Конголезский Национальный Исламский Совет часто заявляет о дискриминации мусульман. Мусульмане Конго, насчитывающие четверть населения, вынуждены бороться за официальное признание своей религии и улучшение жизненных условий.

Несмотря на большое число последователей, Ислам всё ещё официально не признан в стране. Нынешние многочисленные проблемы мусульман в значительной степени обусловлены тем, что им было запрещено исполнять религиозные обряды вплоть до конца эпохи бельгийского господства в стране, т.е. до 1960 года. Нехватка мечетей, школ, религиозной литературы, даже экземпляров Корана отчётливо показывают, что является причинами невежества в обществе.

В Киншасе (столице Конго), где проживает свыше миллиона мусульман, действует всего около 20 небольших мечетей, тогда как на каждые десять домов приходится одна церковь. В целом в стране действует около 390000 мечетей. Площадь же ДРК более двух миллионов квадратных километров.

Исламские лидеры отмечают, что в ДРК очень мало мусульманских школ, а те, что есть, ощущают острую нехватку средств. Многие мусульмане вынуждены отдавать детей в христианские школы, правила учёбы в которых заставляют подчиняться христианским обрядам.

Часто мусульманские ученики, особенно из бедных семей, бросают учёбу после окончания средней школы. Исламские учёные Конго призывают исламский мир в целом и арабские страны

в частности протянуть им «руку помощи». Мусульмане ДР Конго просят помочь в постройке большего количества исламских школ и учредить стипендии, чтобы поднять культурный уровень мусульманского сообщества.

Мусульмане в Конго также практически не имеют своих представителей в структурах государственной власти, в числе министров, заместителей министров и губернаторов. В парламенте Конго очень мало депутатов-мусульман из общего их числа в 450 человек.

Кроме того, к несчастью, мусульмане приняли на себя главный удар тройственного вторжения Руанды, Бурунди и Уганды на конголезские земли. В результате этого конфликта погибло много мирных граждан, среди них огромное число мусульман. Это и неудивительно. Ведь армии трёх стран проводили главные операции именно на западных территориях ДР Конго, которые наиболее интенсивно населены мусульманами. Однако положение стало понемногу улучшаться после учреждения Национального Исламского Совета, который помогает мусульманам получать знания по своей религии и старается улучшить образ мусульман, очистив его от предубеждений и иностранных интерпретаций.

Совет организовывает курсы для имамов и оказывает посильную материальную помощь мусульманам, пострадавшим от межплеменных столкновений, сотрясающих страну.

По словам хаджи Модело Малиба, экс-председателя Национального Исламского Совета, мусульмане в ДР Конго все ещё остро нуждаются в проповедниках, учителях и людях, способных быть примером в религиозных делах и поклонении. Конголезские мусульмане не имеют в своей собственности больниц, оздоровительных центров, университетов, качественных общеобразовательных школ. А то немногое, что у них есть, не идёт ни в какое сравнение с собственностью немусульман в этой стране.

Малиба отметил, что есть острая необходимость в теле- и радиопередачах об Исламе в его стране, которые рассказывали бы о различных религиозных вопросах, а также о жизни мусульман за рубежом.

С этим согласны и другие мусульмане лидеры страны. Медиа-ресурсы могли бы использоваться для самовыражения мусульман и для разъяснения сущности исламского послания другим. Голос Ислама едва слышен в информационном пространстве страны, поскольку им разрешено проводить не более 5 радио- или телепередач в месяц на 23 станциях, действующих в Конго.

В колониальный период активную работу среди местного населения проводили христианские миссионеры; к 1960 гг. их численность в Конго достигла 10 тыс. человек. Особым покровительством колониальной администрации пользовались католические миссии, которыми руководили бельгийцы. Благодаря религиозной деятельности миссий большинство конголезцев было обращено в Христианство.

В последнее время в Конго наблюдается возрождение мусульманской культуры и массовый переход в Ислам представителей коренных народностей. Так, согласно авторитетному справочнику С.И. Брука «Народы мира» (1986 года издания), в стране проживало около 325 тысяч мусульман, что составляло менее 1% от общей численности населения. Сейчас же там живёт 15 миллионов наших братьев, а это уже 25%.

Легенда египетского футбола известный также своей набожностью Мухаммад Абутрейка, в 2008 году, участвуя в квалификационном матче Кубка мира 2010 против Конго, стал причиной того, что многие жители этой страны пришли в Ислам.

«Многим конголезцам стало интересно узнать, почему Абутрейка падает ниц после каждого своего гола», говорит муфтий Конго шейх Абдулла Мингала Лваба (Abdulla Mingala Lwaba).

Абутрейка, номинированный Конфедерацией Африканского Футбола на звание лучшего игрока 2006, забил решающий гол во время игры с командой Конго во время квалификационного матча Кубка мира в сентябре. После чего первым из египетских игроков упал на колени, озадачив тысячи болельщиков–конголезцев. Конголезский муфтий называет Абутрейку посланцем Ислама, так как многие воспринимают «звёзд» как пример для подражания.

«Когда мусульманин подаёт хороший пример своими действиями, многие следуют за ним. Если он верующий, он способен обратить многих».

Литература:

Винокуров Ю.Н., Орлова А.С., Субботин В. А. История Заира в новое и новейшее время. М., 1982.

Республика Заир. Справочник. М., 1984.

Радва ХАССАН. Конголезские мусульмане требуют официального признания.

Использованы также материалы газеты «Арраид».

islam.com.ua

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.