Мавлид в Дубае

21 Август 2010
1483

Мавлид в дубаеМашина набрала скорость, и за окном вновь замелькали городские пейзажи, эти причудливые, но гармоничные сочетания ультрамодных архитектурных сооружений и изящных силуэтов современных мечетей, выполненных в традиционном стиле. Еще несколько минут, и мы уже во дворе «Луговой мечети», имам которой, Шейх Али, встречает нас улыбкой и распростертыми объятиями.

В Дубае, как и в Москве, на дорогах периодически возникают пробки, и когда в них попадаешь, дорога вдруг становится неожиданно долгой. Наша деловая поездка в Объединенные Арабские Эмираты подходила к концу, был поздний вечер пятницы в двадцатых числах марта прошлого года. Мы с моим другом из Таджикистана Мауланой Абдуллой – гости Мухаммада Шафика, и после осмотра местных достопримечательностей и памятных мест Шафик везет нас к себе домой в своей машине по вечернему Дубаю. Но на одной из узких улиц старого города мы застряли в очередной пробке. Шафик откинулся на спинку сиденья, выключил двигатель и, немного помолчав, стал тихонько читать Коран наизусть. Мне нравится, как он читает: у него приятный голос и абсолютный слух, и получается у него удивительно похоже на стиль хафиза Хузейфа. Мухаммад Шафик специально этому не учился, это у него дар от Аллаха, а многие суры он легко выучил на слух, проигрывая записи в машине по пути на работу и обратно. Отсюда и привычка читать Коран за рулем. Говорят, что людям с чистым сердцем легко дается декламация Корана. Охотно верю, про Шафика можно именно так и сказать: человек с чистым сердцем и широкой душой, с такими людьми легко общаться. И не только мне – у него много знакомых имамов в мечетях Дубая, которые всегда ему рады и частенько просят именно его прочитать азан к очередному намазу. Вот и я, знаком с ним всего-то несколько лет, а кажется, будто знаю его целую вечность.

Вообще-то мы уже должны были улететь в Москву, программа пребывания в Эмиратах закончилась, но Шафик уговорил нас поменять билеты и остаться еще на несколько дней, специально, чтобы погостить у него: «Оставайтесь, не пожалее те, как раз на эти выходные выпадает длинный уикенд – у нас государственный праздник, и я вам покажу новый Дубай, старый город, мечети…» И эти слова сопровождала его неизменная радушная улыбка. Аргумент, надо сказать, не последний…

Шафик приехал сюда из Пакистана 31 год назад выпускником Лахорского технологического университета, когда тут еще и в помине не было ни небоскребов, ни престижных курортов с дорогими площадками для гольфа, еще не начался туристический бум, и не существовало привлекательных условий для ведения всевозможного бизнеса. А сегодня Шафик – руководитель инженерной службы Дубайского аэропорта, одного из крупнейших в мире, и отмечен правительственной наградой ОАЭ «За безупречный труд».

«Что творится на дорогах! – сетует Шафик, – сегодня что-то особенно много машин». Я разговариваю с ним по-английски, Маулана Абдулла – по-таджикски, Шафик знает немного фарси и всего пару фраз по-русски, поэтому разговора втроем на одном языке не получается и кто-то из нас всегда переводит третьему, но языкового барьера все равно нет, общаемся легко и непринужденно. «А что, – интересуюсь я, – часто ли по вечерам в пятницу у вас случаются заторы на дорогах?» Тут нужно пояснить, что в отличие от привычных в Москве пробок в пятницу вечером, в Эмиратах, где выходные начинаются в четверг, пробки на дорогах в пятницу – дело не совсем обычное. «Нет, это все из-за праздника и длинных выходных! Люди ездят по магазинам, покупают подарки, в гости друг к другу ходят». Праздник – это понятно, сейчас Мавлид-ун-Наби, у людей праздничное настроение, вот и нас дома у Шафика тоже ждет праздничный ужин, но мне интересно, какой государственный праздник в Эмиратах совпал на этот раз с Мавлидом.

Ведь я знаю, что, например, в соседней Саудовской Аравии Мавлид официально не отмечается. «Да что ты! – улыбается Шафик. – Мавлид-ун-Наби у нас – государственный праздник! И длинные выходные как раз по этому поводу».Это для меня новость, я думал, что ближайшие соседи саудовцев, страны Залива, следуют за ними не только в своих календарях, но и в праздничных датах. Поэтому начинаю расспрашивать Шафика о том, всегда ли так было? В ответ он даже удивился: «Сколько лет живу в Эмиратах, всегда этот праздник официально отмечался. Да и тесть мой то же самое говорил, а он впервые приехал сюда аж в 1943 году». Тесть Шафика, отец его жены Захиды, доктор Мухаммад Ясин –личность в Эмиратах известная, носам я узнал об этом совсем недавно, и то случайно: Шафик, как человек простой и скромный, никогда раньше об этом не упоминал. Доктор Ясин приехал сюда из британской Индии лечить людей, и был в то время первым и единственным доктором на все семь эмиратов. И за особый вклад в развитие медицины в этом регионе в 1966 году королева Англии удостоила его почетной награды – Ордена Британской империи. Позже, за заслуги в области здравоохранения, ему было также присвоено звание Почетного гражданина ОАЭ, а несколько лет назад он вошел в число выдающихся деятелей, награжденных престижной премией имени шейха Хамдана в области медицины. В 2007 году доктор Мухаммад Ясин покинул этот мир, да наградит его Всевышний Джаннатом!..Интересуюсь у Шафика, как обычно празднуют Мавлид в Дубае официально? Мне вдруг приходит в голову, что и читателям журнала это может быть тоже интересно. «Обычно проводятся торжественные специальные вечера после намаза иша во всех крупных мечетях Дубая. Да что говорить – едем, посмотришь сам! Меня тут как раз приглашали на один такой торжественный вечер!» – говорит он.

Вообще-то нас ждет вкусный ужин, над которым специально и от души потрудилась жена Шафика Захида, но после пары звонков по мобильнику «инцидент» исчерпан, и мы круто меняем маршрут, выбираясь из пробки в сторону «Лугового» района Дубая – Meadows area. В этом направлении дороги свободны и, так же как и в Москве, если нет пробок, то дорога кажется непривычно короткой. Машина набрала скорость, и за окном вновь замелькали городские пейзажи, эти причудливые, но гармоничные сочетания ультрамодных архитектурных сооружений и изящных силуэтов современных мечетей, выполненных в традиционном стиле. Еще несколько минут, и мы уже во дворе «Луговой мечети», имам которой, Шейх Али, встречает Шафика улыбкой и распростертыми объятиями. После намаза иша все приглашенные направились к специально расставленным во дворе мечети столикам, накрытым накрахмаленными скатертями. Сама мечеть ради такого торжества празднично подсвечена иллюминацией. Весь двор разделен завесой на мужскую и женскую части, а на ступенях, ведущих в саму мечеть, оборудована импровизированная сцена. Все, что на ней происходит, транслируется на большие настенные телеэкраны специально для тех, кому плохо видно, и два таких экрана находятся в женской части двора. Ветви больших раскидистых пальм, растущих во дворе мечети, предусмотрительно подняты вверх и связаны, чтобы не мешать обзору, и пальмы от этого стали похожи на колонны. Приглашенные неспешно рассаживаются за столики, и теплый ветерок еле шевелит верхушки связанных пальм. Обстановка и праздничная, и вместе с тем очень домашняя: многие пришли с детьми всех возрастов. Торжественная часть довольно продолжительная и начинается она, как и положено, – с чтения Корана.

Потом с лекциями и речами выступают шейхи и имамы, исполняются мунаджаты. Дети, волнуясь, читают стихи, посвященные Мавлид-ун-Наби. Выступления детей особенно трогательны и проникновенны. В перерывах между выступлениями все вместе произносят салаваты. Завершается торжественная часть тоже чтением Корана. Затем – праздничный ужин, официанты в ливреях подносят гостям изысканные угощения, воду и сладости. А для детей подарки – шоколадки в нарядных шелковых мешочках, размером с детскую ладошку. Несмотря на позднее время, усталости не чувствуется – в душе умиротворение, и я с интересом наблюдаю за происходящим вокруг. Люди едят и не спеша беседуют. Встречаются и душевно общаются старые знакомые, а кое-кто заводит и новые знакомства. Слышна многоязычная речь: люди говорят по-арабски и по-английски, на фарси, урду и бенгали. После ужина Шафик подвел меня и Маулану Абдуллу к имаму мечети Шейху Али и представил нас как гостей из Москвы и Таджикистана. Мы едва обменялись парой фраз, как сидящий рядом человек, услышав, откуда мы приехали, вдруг обратился ко мне по-русски: оказалось, что это бизнесмен из Ташкента. А с Мауланой Абдуллой он тут же, к радости их обоих, заговорил по-узбекски…Разъезжались все за полночь, ветерок посвежел, и постепенно стали пустеть столики, кто-то нес на руках уснувших детей к машинам, где женщины в абаях и никабах уже поджидали своих мужей.

Немного утомились, конечно, и обратно ехали по ночному Дубаю неспешно. Дороги были свободны, никаких пробок. Я спросил Шафика: «Мы не очень поздно возвращаемся?»

«Нет, все нормально: ведь такой праздник раз в году бывает!» …

Равиль Таджуддин

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.