Ложное и истинное одиночество.
Сегодня одиночество стало болезнью нашего века и, к сожалению, пустило корни даже в души верующих людей. И причина не только в слабости имана (да простят меня братья и сёстры), но и в том, что люди неправильно понимают суть одиночества.
Дело в том, что есть чувство одиночества (ложное одиночество) и есть состояние одиночества (истинное одиночество).
Чувство одиночества (ложное одиночество) – это само переживание, связанное с уединённостью. Оно сопровождается тревогой, страхом, беспокойством, ощущением собственной ненужности, неподтверждённости своего существования, зависимостью от кого-либо или от чего-либо, чувством внутренней неполноценности, неуверенности в себе, слабой верой в себя, в окружающих, в Бога.
Чувство одиночества возникает тогда, когда человек теряет что-либо, очень важное для него, что-либо, к чему он сильно привязан (потеря друга, близких людей, несчастный случай или крупная неудача) или когда ему чего-то недостаёт извне для того, чтобы чувствовать себя комфортно (нехватка общения, симпатии, любви, уважения со стороны, нехватка друзей и близких людей). Иначе говоря, каждый человек – это целый мир. И у многих людей этот мир разделен на части (работа, любимый человек, друзья, слава, уважение и почет общества, деньги и т.п.). Когда какая-либо часть по тем или иным «отваливается», человек ощущает дискомфорт, зависимость и нехватку, сопровождающиеся вышеперечисленными «симптомами». И долгое пребывание в таком состоянии может привести к длительной депрессии и к иным заболеваниям психики.
Состояние одиночества (истинное одиночество) – это, скорее, осознание своей единственности, своего одиночества и полной принадлежности своей души Всевышнему, а не мирским благам, на которые «разорвана» эта душа. Об этом не раз сказано в хадисах и в Священном Коране:
«Мы унаследуем от Него то, о чём Он говорил, и Он явится к нам в одиночестве» (сура «Марйам», аят 80);
«Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» (сура «Марйам», аят 95).
«О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который знает, что он умрёт один, войдёт в могилу один, будет давать отчёт один… Однако он ищет радости в людях» (хадис аль-Кудси).
При понимании этого человек не чувствует себя одиноким, он наслаждается уединением, узнаёт себя и через это самопознание – познаёт Бога. Душою он со Всевышним, а значит – не один.
Лечение ложного одиночества.
Я предлагаю сделать 4 шага, которые переведут человека из мук чувства одиночества к наслаждению состоянием одиночества.
Смирение с волей Всевышнего. Согласно ей, каждый человек – это единая, целая, неповторимая единица, которая всем своим существом должна стремиться к милости и довольству Всевышнего, а не к иным мирским благам, которые всё равно преходящи.
Свобода. Независимость от кого-либо или чего-либо, кроме Всевышнего. Ибо «нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника» (сура «Поклон», аят 4). И ещё: «Для того, кто уповает на Аллаха, Он достаточен как Покровитель» (сура «Ат-Таляк», 65:3).
Все блага, необходимые нам - во власти Аллаха. Потому если человек в чём-то нуждается, он должен искать и просить это только у Всевышнего. Таким образом, он осознанно будет зависимым только от Великого и Могущественного Аллаха.
Принятие себя. Принятие себя подразумевает объективную оценку своих недостатков и достоинств. Одно из лучших средств, помогающих человеку «принять себя», понять свою суть, ценность и значимость – это уединение. Часто оно служит нам зеркалом, взглянув в которое, мы видим в себе то, чего могли долгое время не замечать, находясь в обществе. Уединение способствует познанию себя и, как следствие, духовному росту личности.
Как говорит Аллах: «О сын Адама! Проси у Меня спасения в уединении![1]».
Саморазвитие. Поняв свою суть, человеку следует приступить к самосовершенствованию. Согласно теории аль-Газали, душа человека разделена на 4 части: три сатанических (сатаническая, хищническая, животная) и одну божественную. И расширение территории божественной части на карте нашей души является условием душевного покоя и счастья. Даже при отсутствии иных благ. Потому что тот, кто с Богом, не может быть одинок или несчастен.
Гагиева Ася
[1] «О сын Адама! Проси у Меня благополучие в долгом здравии, спасение в уединении, искренность в стремлении, благочестие в покаянии, богатство в довольстве малым». Стр.37, Сборник проповедей из Священных хадисов. Имам Абу Хамид аль-Газали.