Её плодом является любовь

25 Сентябрь 2010
2179

Скромность и высокомерие.

Скромность и высокомериеКачество, которое может испортить все наши благие деяния, – это высокомерие. Высокомерие – это тот грех, который первым совершил Иблис. Именно из-за него он отказался совершить поклон Адаму (аляйхи-с-салям), несмотря на веление Всевышнего Аллаха , и за это он получил вечное проклятие.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит: «Не войдет в Рай тот человек, у которого в сердце высокомерие, даже если оно раз¬мером с маленькое зернышко». Т. е. человек, проявляющий высокомерие, становится последователем Иблиса. Иблис также претендует на гордость. Гордость – это качество Всевышнего Аллаха , и получается, что человек гордящийся спорит с Ним.

Ка'бу Ахбар да будет доволен им Аллах передает, что когда наступит Судный день, высокомерных людей сделают маленькими, как зернышко, и пока они дойдут до Арасата со всех сторон, они почувствуют на себе унижение, затем их введут в Ад, где напитком их будет тинатуль хабал (напиток обитателей Ада). Абу Хурайра да будет доволен им Аллах от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) передает: «Есть три категории людей, с которыми Всевышний не разговаривает в Судный день, даже не смотрит на них из-за гнева, и им будет большое мучение. Первый из этой категории – старый человек, который совершил зина (прелюбодеяние), второй – правитель, который обманывает народ и является лжецом, третий – бедный и высокомерный».

Абу Хурайра да будет доволен им Аллах от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) передает хадис: «Мне показали три категории людей, которые первыми попадают в Рай, также показали три категории людей, которые первыми попадают в Ад. Если говорить о тех, которые первыми попадают в Рай, то это шахиды, это раб, который находится в рабстве и, несмотря на все мирские трудности, поклоняется Всевышнему Аллаху , и бедный человек, у которого большая семья, но он скромен и не жалуется на свою судьбу. А если говорить о тех людях, которые первыми попадают в Ад, то первый – это несправедливый правитель, второй – человек, имеющий много имущества и не дающий закят, и третий – бедный, но высокомерный». Также он добавил, что, воистину, Всевышний Аллах гневается на таких людей, но еще больше гневается на другие три категории: первая – грешник, а если он старый человек, то Аллах гневается на него еще больше. Вторая – скупой, а если он богатый и скупой, то Всевышний гневается на него еще больше. Третья – высокомерный, и если он без причины высокомерен, то на такого человека Аллах гневается еще больше.

В категорию людей, которых любит Всевышний Аллах , в первую очередь входит богобоязненный человек, но если он является еще и молодым, то Аллах любит его еще больше. Второй – щедрый, и если он является бедным, то Аллах любит его еще больше. Третий – скромный, и если он вдобавок является и богатым, то Аллах любит его еще больше.

Один человек спросил Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) : «О, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)! Мне нравится, когда на мне чистая, красивая одежда и чищеная обувь, является ли это высокомерием?» На что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Всевышний Аллах прекрасен и любит красивое. Он любит, чтобы признаки его милости были видны на Его рабах». Таким образом, это не является высокомерием.

Пророк Муса (аляйхи-с-салям) спросил у Всевышнего Аллаха : «О, Господь! На кого Ты больше всего гневаешься?» Всевышний ответил: «О, Муса, на того, у кого в сердце высокомерие, у кого язык грубый и он грубо разговаривает с людьми, на того, у кого слабая вера и у кого скупая рука».

Умрату бну Зубайр говорит, что скромность – это одна из ступеней, через которую человек поднимается по шкале ценностей. И также говорится, что скромность не вызывает зависть, потому что человек себя не хвалит и это всем нравится.

Один из мудрецов говорил, что плодом достаточности является спокойствие души. Плодом скромности является любовь, т.е. люди начинают любить этого человека.

Также один из мудрецов, большой алим говорил, что гордость верующего мусульманина бывает по отношению к своему Господу и у мусульман, т.е. Аллахом гордится человек, что Он есть и что величие мусульман в их религиозности. Чем более религиозен человек, тем он более велик. А у лицемеров (мунафиков) гордость возникает оттого, что у них большая сила и т.д. Великим из лицемеров является тот человек, у которого много денег.

Ибну Умар да будет доволен им Аллах от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) передает: «Когда вы увидите скромного человека, то проявляйте скромность по отношению к нему, а если увидите гордого и высокомерного, то проявляйте к нему тоже гордость и высокомерие, хотя для него это будет унижение, но с вашей стороны это будет милостыня (садака)».

Абу Хурайра да будет доволен им Аллах от Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) передает: «Не проявляет человек скромность, если Аллах не возвысит его, т.е. в ту минуту, когда человек проявляет скромность, в это же мгновение Аллах его возвышает, если бы Аллах в это мгновение не возвысил его, то он не проявил бы скромность. Это взаимосвязано. Чем скромнее человек ведет себя, чем ниже себя считает, тем больше Всевышний его возвышает. Таков закон Творца».

Молодой юноша спросил одного праведника: «Что ты мне посоветуешь как молодому?» Он сказал: «Считай себя ниже других, и тогда в глазах людей ты будешь выше». Сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Умар да будет доволен им Аллах говорил: «Признаком скромности является, когда два мусульманина встречаются и то-ропятся первыми дать салям». Также признаком скромности является, когда мы, находясь в кругу друзей, довольны и другими, а не только собой. Из признаков скромности – когда перечисляют наши хорошие качества, благие поступки и нам от этого становится неприятно.

Факих говорит: «Знай, что высокомерие из качеств кяфиров Фараона, потому что гордость – качество Всевышнего , а Фараон тоже претендовал на божественность. Человек, который гордится, следует за Фараоном». Скромность – это признак всех проро-ков и праведников. Всевышний Аллах когда описывает в Коране кяфиров, называет их именно высокомерными.

Умар ибн Абдулазиз да будет доволен им Аллах, когда к нему после ночного намаза пришел гость, что-то хотел написать, а светильник погас. И гость хотел пойти за светильником, но он его не пустил, сказав, что это не является достоинством мужчины заставлять работать гостя, мол, я сам пойду. Тогда гость сказал: «Отправь слугу». «Нет, слуга только что лег и нельзя его будить», – сказал Умар да будет доволен им Аллах. «Как, ты халиф, правишь таким большим государством и сам пойдешь?» – удивился гость. И еще он сказал: «Самый лучший из людей тот, кто проявляет скромность». Умар ибн Абдулазиз да будет доволен им Аллах стал халифом в 21 год. Правил 2,5 года. Был самым самостоятельным из семьи.

Характерным качеством сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) была скромность. Именно за это качество они для всех людей мира и являются самыми великими людьми.

Среди ангелов они тоже великие люди. Также для Аллаха после Его посланников – сподвижники самые великие люди.

Усман-хаджи Магомедов (журнал Ислам)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.