Шариат и человечество

7 Октябрь 2010
2440

Аллах помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату по вере.

Шариат и человечествоСамая большая милость и благо, проявленное человеку, это наставление его на истинный путь – путь поклонения Аллаху. Он должен всегда помнить это и благодарить Всевышнего за эту милость. Всевышний по Своей воле создал рабов Своих и этот мир, одарил их неисчислимыми благами и повелел им по Своей милости соблюдать все законы Божьи и быть покорными Ему. Соблюдение этих законов приводит человека к счастью на этом и Том свете, а их нарушение - к страданиям и мучениям.

Шариатские установления начинаются ещё с детского возраста. У ребёнка, который начинает ходить в детский сад, свои обязанности, которые он должен соблюдать, как по отношению к воспитателям, так и сверстникам. Когда он начинает ходить в школу, ему следует соблюдать уже новые правила и порядки. Также, когда он оканчивает школу и поступает в вуз, институт или другое учебное заведение, ему следует соблюдать правила этого места. Куда бы он не ходил, где бы он не находился, везде установлены свои правила и порядки, при соблюдении которых человек получает хорошие результаты в образовании.

А когда молодой человек создаёт семью, у него появляются уже новые обязанности, связанные с институтом семьи. И в семье, где соблюдаются установления Шариата, царят уют, взаимопонимание, уважение и любовь. И именно в такой семье появляются воспитанные дети, которые уважают и любят своих родителей, находятся рядом с ними и показывают остальным хороший пример.

Сегодня же мне бы хотелось затронуть тему, которая не теряет свою актуальность с давних пор. Это отношение мусульман друг к другу. Так как в сегодняшних реалиях отношение мусульман друг другу не основано на установлении Ислама, что приводит к разного рода конфликтам и вражде.

Обязанности мусульман в отношении друг друга:

1. Оказание помощи и поддержки мусульманам, которые оказались в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на Том свете» (Муслим). В другом хадисе говорится: «Аллах помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату по вере» (Муслим). Вот такую большую помощь мы можем получить от Всевышнего, помогая брату по вере.

2. Не вредить мусульманам ни языком, ни действиями. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Мусульманин - это тот, от вреда языка и рук которого сохраняются другие мусульмане» (Бухари). Ученик ибн Аббаса Мужахид рассказывает, что Всевышний насылает на обитателей ада чесотку и они чешутся до такой степени, что становятся видны кости одного из них. И у него спрашивают: «Вредит ли это тебе?», на что он отвечает: «Да». И ему говорят, что это за то, что он наносил вред верующим (Ханнад). Если мусульманин вредит другим мусульманам языком и руками, то это означает, что у него очень слабая вера. Ему необходимо попросить прощения у этого человека и покаяться перед Всевышним, в ином случае он может вызвать гнев Аллаха.

3. Исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для вас, чем совершение итикафа (т.е. пребывание в поклонении в мечети) в моей мечети в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф в мечети Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) предусмотрено неописуемое вознаграждение.

6. Защита тела, имущества и чести других мусульман от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Какой бы мусульманин не защитил честь своего брата, Аллах берёт на себя защитить его от пламени ада» (Ахмад). Сподвижники Джабир и Абу Тальха сказали, что они слышали, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Если человек поможет мусульманину там, где задевают его честь и унижают его, то Аллах поможет этому человеку там, где он будет ждать помощи от Него. А если же мусульманин унизит мусульманина там, где нарушаются его права, то и Аллах унизит его, когда он будет ждать помощи от Него» (Абу Давуд, Ахмад). Теперь подумаем, все ли мы стараемся исполнять обязанность, которую возложил на нас Всевышний?

7. Примирять враждующих, обиженных друг на друга мусульман, каким бы образом это не было. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Рассказать ли вам о деянии, лучшем, чем совершение желательного намаза, соблюдении желательного поста или раздачи милостыни?». Сподвижники сказали: «Расскажи, о Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)!». «Это примирение враждующих. Обиды, вражда, испорченные отношения подобны лезвию, сбривающему религию» (аль-Бухари, ат-Тирмизи и др.). Из этого хадиса следует, какое великое вознаграждение получает человек за примирение мусульман и как велик вред от вражды между мусульманами, который может лишить нас самого дорогого – веры. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

А теперь подумаем, сколько же мусульман находятся в таких плохих отношениях с другими мусульманами, особенно если они и ещё близкие родственники! Есть много людей, которые называют себя мусульманами, но, тем не менее, бросили близких из-за каких-то обид. Есть люди, которые отказались от своих родителей. Таким людям нужно сделать наставление, что такого не было. Нужно постараться примирить их. Если они не помирятся и не сделают искреннее покаяние, то они являются людьми, которые вступили на путь, ведущий в ад. Когда мы поддерживаем родственные отношения, Всевышний ниспосылает нам Свою милость и блага и это является одной из больших причин ниспослания ризки (удела). А теперь подумаем, какую милость и блага Аллах даёт тому человеку, который любит своих родителей, находится рядом с ними и помогает им, особенно когда они уже постарели.

9. Мусульманин также должен радовать мусульман, давать им советы от чистого сердца. В хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление» (Муслим). В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих» (ат-Табарани).

10. Долгом мусульман перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Тому, кто скроет недостатки мусульман, Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на Том свете» (Муслим). Уважаемые братья и сёстры! Что же мы видим в наши дни? Обыденным делом стало обсуждение людей и их недостатков. И какой большой вред они наносят мусульманам своими словами, в то время как Ислам учит нас скрывать их недостатки! Давайте же постараемся подчиняться велениям Всевышнего и Его любимого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), а не велениям нафса (своего эго) и иблиса. Ещё хуже, когда люди обсуждают учёных. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Учёные – наследники пророков (аляйхим ас-салям)». Когда мы вредим своими языками и действиями учёным, которые всегда стараются учить нас благому, то этот вред доходит до самого любимца Всевышнего – Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). И что же мы ответим Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) в Судный День и как сможем стоять рядом с ним, в то время как мы обсуждали его наследников и вредили им? И как же будут стоять рядом с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) те люди, которые до сих пор обсуждают и наносят вред своими языками тем учёным Ислама, которые оставили нам большое наследие Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – знания. Пусть Аллах поможет одуматься таким людям, пока не придёт ангел смерти.

11. Мусульманину также следует отдалиться от всего того, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое, поистине сатана желает раздора между ними» (сура «Аль-Исра», аят 53). Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане возможности посеять раздор между мусульманами. Чтобы не поддаваться искушениям иблиса и чтобы верующие чувствовали братство, Всевышний говорит (смысл): «Поистине верующие братья». И не разрешается братьям по вере находиться в ссоре больше трёх дней. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Не разрешается мусульманину находиться в ссоре со своим братом больше трёх дней. Оба они встречаются и отворачиваются друг от друга. Но самый лучший из них, кто приветствует первым» (аль -Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Тому, кто прекратил спор, зная, что он не прав, Аллах возведёт дворец на краю Рая, и тому, кто прекратил спор, будучи правым, Аллах возведёт в Раю дворец на самом высоком месте» (ат-Тирмизи). Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если она не принимается спорщиком, то следует оставить его, не ведя с ним спор, ибо это порождает неприязнь и приводит сердце в смятение.

Кроме перечисленных обязанностей, есть и другие обязанности. Особенно следует стараться исполнять их по отношению к родственникам, друзьям и соседям.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий и конфессий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья и сёстры! Если мы, мусульмане, будем вести себя так, как требует от нас Ислам, будем соблюдать по отношению друг другу вышеперечисленные обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, нами будет доволен Аллах и обрадуется Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), и мы получим райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), и мы подвергнемся адским мучениям на Том свете.

Да поможет Всевышний всем мусульманам вести себя так, как повелевает наша религия, и быть сплочёнными, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям)! Амин.

Моллаев Арслан.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.