Экология в Исламе.
Душа человека устроена так, что получает колоссальное наслаждение от эстетики, симметрии, красоты, чистоты, порядка и гармонии цветов – словом, от всех воплощений совершенного. Все цвета и виды в природе отражают гармонию и красоту, от которых душа человека получает тончайшее удовольствие.
Люди всегда предпочитают отдыхать на природе, в местах, красота которых естественна. Находясь рядом с обильной зеленью, лесом, на берегу моря или реки, вдыхая ароматы чистого воздуха, земли и воды, человек всегда испытывает успокоение и радость.
Едва ли кому-то из людей могут нравиться места, куда не проникают солнечные лучи, где нет зелени и чистого воздуха.
Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) и его сподвижники тоже любили природу. Когда они выходили в пригороды Медины, то сидели в тени пальм, пили родниковую воду.
Сегодня тоже люди любят отдыхать на природе, но в большинстве случаев их поведение в таких местах, конечно, далеко отличается от поведения истинных верующих.
Где бы человек ни находился, он остается под взором Аллаха и должен соблюдать исламскую этику (адаб) нахождения на природе.
К большому сожалению, люди, отдаляясь от чужого взора, забывают об Аллахе и позволяют себе то, что не могут позволить себе, находясь в обществе. Часто в современном мире слово «отдых» становится синонимом греха и отдаления от Всевышнего.
Выезжая на природу, люди, вместо того чтобы воздавать хвалу Всевышнему за такую красоту, которой Он щедро одарил человечество, совершают много греховного, причиняют вред окружающей среде. К сожалению, взаимодействие человека с окружающей средой оборачивается трагедией для природы. Человек своей деятельностью изменяет ее уникальное естество.
Такое поведение и отношение к окружающей среде не соответствует Исламу и этике мусульман.
Ислам приветствует отдых в истинном смысле этого слова и дозволенные развлечения Ислам не порицает, тем более, когда мусульманин при этом получает одухотворение и переживает чувства благодарности Создателю.
Когда мусульманин воздает хвалу Аллаху и начинает глубже ценить красоту природы, видит творения Всевышнего, любуясь их красотой и удивляясь тому, как удивительно прекрасно и гармонично все создано Творцом, он всё больше познает Всевышнего. И тогда отдых превращается в очень полезное в духовном плане мероприятие.
В первую очередь, находясь на таком отдыхе, мусульманин ни в коем случае не будет откладывать обязательную молитву и сделает все, чтобы не пропускать намаз.
Желательно взять с собой на природу книгу, которую будет полезно читать и делиться прочитанными полезными знаниями об Исламе с близкими. Тогда это будет и полноценный отдых, и собрание (маджлис), где поминают Всевышнего. В таких местах присутствуют ангелы Аллаха. Представьте себе, сколь прекрасен такой отдых!
На отдыхе ни в коем случае не должно быть совместного пребывания чужих друг другу мужчин и женщин. У женщин должно быть отдельное место, и возможность, не смешиваясь с мужчинами, спокойно отдыхать.
К большому сожалению, многие этого не понимают и соблюдающим мусульманам порой бывает трудно в таких местах найти покой и отдых. Но все-таки мужчины обязаны соблюдать это правило - ограничивать свое присутствие среди посторонних женщин.
Еще одно из важных, даже обязательных условий пребывания на природе - нельзя открывать при людях аврат (запретные для посторонних взглядов части тела). Также непозволительно находиться рядом с посторонними женщинами, которые отдыхают и у которых не закрыт аврат.
Человек и окружающая среда.
Мусульманин всегда боится причинения вреда кому бы то ни было и чему бы то ни было.
Современные процессы увеличения воздействия человека на природную среду ставят на повестку дня вопросы, связанные с экологией и исследованием связей "общества и природы". Человеком уничтожается самобытность планеты Земля и в итоге страдает само человечество. С каждым годом расширяются списки исчезающих видов фауны и флоры, занесенных в Красную книгу.
А между тем, причинение вреда людям и окружающей среде - это «фасад». Всевышний в Коране говорит:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ
(смысл): «Воистину, Аллах не любит тех, кто распространяет смуту (фасад) на земле» (Сура аль-Кисас, аят 77).
А что такое «фасад»? Это изменение того, что Всевышний сотворил, то есть причинение вреда людям, нанесение вреда природе, уничтожение растений, животных, загрязнение водных ресурсов, и т.д.
В хадисах Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) призывает к тому, чтобы мы были людьми, которые оберегают и улучшают экологию, а не разрушают и уничтожают природные ресурсы, данные нам Всевышним.
Земля.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Тот, у кого есть земля, пусть ее засеет или же, если он не может, пусть предоставит тому, кто ее может засеять и на ней что-нибудь выращивать».
У нас, к большому сожалению, очень много пахотных земель заброшено и не обрабатываются. У нас есть очень хорошая земля, у нас благоприятные климатические условия, но мы нашу землю не обрабатываем. А овощи и фрукты, импортируемые к нам, не всегда бывают полезными и экологически чистыми, ибо они обрабатываются химическими веществами, чтобы долго хранились. В самих странах-импортерах такие продукты не употребляются.
Если сегодня начать обрабатывать заброшенные земли, за это будет воздаяние от Всевышнего и в этом будет благодать. В такой работе заключается определенная часть защиты окружающей среды, которая обеспечивает всем нам жизнь на этой земле.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит: «Какой бы мусульманин не посадит дерево или не посеет что-либо, и это употребит человек, животное или птица - за это тому, кто посеял, будет милостыня (садака)».
Есть еще один хадис Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), который призывает к тому, чтобы мусульмане были людьми созидающими, а не вредителями природы. Этот хадис говорит: «Если наступит Судный час и в руках кого-либо из вас окажется саженец - пусть он посадит этот саженец, если сможет!». Несмотря на то, что ты видишь что, наступил Судный час, ты всё равно посади его! От этого будет польза.
Мусульманин ни в коем случае не должен быть вредителем природы. Он не может нести вред окружающей среде, а, напротив, делает все, чтобы защитить ее и в первозданном виде передать следующим поколениям. Всевышний часто напоминает о благах природы в священных аятах:
وَهُوَ الَّذِي أَنشَأَ جَنَّاتٍ مَّعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفاً أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهاً وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ
(смысл): «Он — тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками на вид и вкус, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]» (Сура «аль-Анам» аят 141).
Аллах упомянул в Коране много разных деревьев и плодов. Это призыв к тому, чтобы мы ценили эти блага и были бережливыми ко всем природным богатствам, которые Всевышний дарует нам.
Человек, который портит окружающую среду, входит в категорию тех людей, которые распространяют по земле смуту.
Всевышний в Коране говорит:
وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِي الأَرْضِ لِيُفْسِدَ فِيِهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللّهُ لاَ يُحِبُّ الفَسَادَ
(смысл): «Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия». (Сура аль-Бакара, аят 205).
Халиф Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах!), наставляя войско, которое отправлялось на битву, говорил: «Не рубите пальмы, не сжигайте, не губите плодоносящие деревья!». Три раза сподвижник Пророка (да будет доволен им Аллах!) повторял призыв заботиться о растительности. Находясь на поле битвы, сподвижники должны были беречь природу, оберегать животных и деревья, которые принадлежат врагам.
В другом хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Знайте, что без какой-либо необходимости рубить дерево, которое дает хотя бы тень для человека - это грех». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит: «Тому, кто срубит дерево (без нужды), сожгут голову в Аду».
Также мы обязаны беречь чистоту наших вод и рек. Нельзя загрязнять даже ту воду, которая у нас дома, без какой-либо необходимости - это порицает Ислам, не говоря уже о тех водах, которых мы загрязняем. Вода сотворена Аллахом в чистоте, она прозрачна, и делать ее вредной для здоровья - это грех, это противоречит принципам и нормам Ислама.
Чем больше раб познает Всевышнего, чем больше он соблюдает заповеди религии, тем больше он думает о людях, об окружающих – больше о других, чем о себе. Вот это мерило нашего имана, это индикатор веры в Аллаха!
Загрязнять природу, оставлять мусор после себя - это не исламский принцип. Нужно везде оставлять после себя чистоту, чтобы не быть человеком, творящим смуту на земле – но быть человеком, который бережет эту землю, красоту природы.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит: «Иман имеет более чем семьдесят степеней, наивысшая степень имана это – «Ля Иляха Илля Ллах», познание Всевышнего - это самая высшая степень имана, и самая минимальная степень имана – это удаление препятствий, помех с общественных мест, с дорог и так далее, а совесть - это ветвь имана».
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в другом хадисе говорит: «Человек, который скажет «Бисмиллах» и удалит или камень, или ветку с дороги, по которой ходят люди – такой человек отправится дальше, отдалив себя от Ада».
Также Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в другом хадисе говорит: «Когда кто-то обнаружил колючку на пути, а потом убрал её с дороги - Всевышний поблагодарит этого раба и простит ему все грехи». Кто убирает любой мусор или же удержал себя от выбрасывания отходов на улицу, чтобы не мешать другим - за это ему будет вознаграждение (аджр) от Всевышнего.
К большому сожалению, мы от такой культуры очень далеки, но каждый из нас должен это осознать и прийти к этому - и тогда будет очень приятно и красиво вокруг нас.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит: «Остерегайтесь двух проклятий. Увидев мусор и грязь на улице, человек, проходящий мимо, ничего хорошего не подумает и будет проклинать того, кто это сделал! Таких проклятий остерегайтесь».
Дорогие братья, проявлять заботу об окружающей среде - это один из важных адабов пребывания на природе. Поэтому берегите природу и ее красоту. Всевышний даровал её нам, и нам нужно беречь этот дар!