Спорт в Исламе

27 Июль 2009
11302

спорт в ИсламеПередают, что Хасан аль-Басри сказал: «Я встретил людей, для которых время было более ценно, чем ваши динары и дирхемы». Нет сомнения, что лучшее время, потраченное на что-либо — это время, использованное на поклонение (ибадат) Всевышнему.

Обычный человек имеет потребность в отдыхе и развлечениях. В этом нет греха. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и четвёртый праведный халиф Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Утомляются сердца, так что развлекайтесь со смыслом». Главное, чтобы досуг мусульманина не нарушал норм Ислама. В этом смысле, занятия спортом, при выполнении определенных условий, являются вполне подходящим времяпрепровождением.

Существуют различные виды спорта и спортивных игр, которыми мусульмане могут заниматься в оди­ночку и коллективно. Известно, что спорт развивает быстроту, решительность, силу и бойцовские качества. Эти качества, необходимые не только для поддержания здоровья и бодрого настроения, но и для борьбы на пути Всевышнего. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Состязайтесь в обре­тении прощения от Господа ваше­го и доступа в Рай...» (сура «аль-Хадид», аят 21). Ещё в Коране говорится (смысл): «...Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях...» (сура «аль-Бакара», аят148). В хадисе говорится: «Не шевельнётся раб с места в Судный день, пока не ответит на четыре вопроса. На что была потрачена жизнь? На что потрачена молодость? Как приобрёл имущество и на что потратил его? И о знаниях — чему он следовал в них?» (аль-Хаким).

Нет сомнения, что время — это самое драгоценное, что есть в этом мире. Для времени нет ни замены, ни цены. Если человек использует его пра­вильно и с пользой, оно вернётся к нему с большей пользой в день Суда. Об этом говорится в хадиее: «Обитатели Рая не сожалеют ни о чём, кроме как о часе, когда они не поминали Аллаха» (ас-Суюти, «Джамиу-ссагир»).

Современная жизнь требует от нас больших физических и умственных затрат. Поэтому, нет ничего порицаемого в том, что человек расслабляет­ся, проводя время в веселье и шутках, в развлечениях с друзьями — если в них нет ничего запретного, с точки зрения Ислама, и, если это не ведёт к оставлению обязательных предписаний, таких, как своевременное совершение фарз-намаза, соблюдение поста и тому подобное. Имам Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Время от времени дайте расслабиться сердцам, так как напряжённое сердце слепнет». Главное, чтобы веселье и удовольствия не вошли в привычку, и человек не забыл об обязанностях.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники были хорошо подготовлены физически. В те времена условия жиз­ни были намного жёстче: приходи­лось преодолевать большие расстояния пешком, мужчины охотились, чтобы выжить, и не было бесполез­ных развлечений, подобных нынеш­нему телевидению, которые бы де­лали человека ленивым и отнимали много времени впустую. Существуют многочисленные примеры того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал занятие определёнными боевыми искусствами, для поддержания здоровья и подготовке верующих к отражению внешней агрессии. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьей и обучения плаванию)) (ат-Табарани).

В наше время появилось множество развлечений. Некоторые из них становятся запретными, из-за использования обмана, купли-продажи, взяток и пр. Так, спорт в современ­ном мире стал ареной бизнеса, а не проявления силы и выносливости. Люди стремятся к спорту в надежде получить материальную выгоду, славу, расходуют при этом большую часть своего времени и пренебрегают предписаниями, возложенными Все­вышним. Их забота основывается на том, чтобы получить материальные блага, не взирая на то, какими средствами — дозволенными и запретными — они ни будут достигнуты. Таким людям следует вспомнить слова Всевышнего (смысл) «Оставь тех, которые свою религию обращают в игру и забаву: их обольстила ближ­няя жизнь!...» (сура «аль-Анам», аят 70). В Коране говорится (смысл): «Жизнь в этом мире — всего лишь игра и забава. Для тех, кто богобо­язнен, лучше мир будущий. Неужели вы не разумеете этого?» (сура «аль-Анам», аят 32).

Мусульмане должны уберегать себя и детей от запретного, в чём бы это ни проявлялось: будь то в спорте или в чём-то другом. Мусульманам следует помнить о том, что спортивные занятия не должны наносить ущерб их общению или приводить к посещению недозволенных мест.

Каким бы из дозволенных видов спорта ни занимались мусульмане, они должны быть одеты надлежащим образом — прикрывать аврат, исключать прозрачные или облегающие одежды. Мужья и жёны могут заниматься физическими упражне­ниями и играть вместе. Это хороший способ улучшения взаимопонимания в семье. Аллах в Коране говорит (смысл): «Приготовьте, о верующие, против неверующих, сколько можете, военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов, а сверх того и иных врагов, о которых вы и не догадываетесь, но Аллаху ведомо о них...» (сура «аль-Анфалъ», аят 55). К этому же призывает Пророк в хадисе: «Сильный верующий любимее Аллаху, чем слабый. Хотя в обоих есть благо». Родителям рекомен­дуется специализировать детей в занятии определённым видом спорта. В предании (асар) говорится: «Обучайте детей плаванию, метанию копий, езде на верблюде. И пусть они взбираются на верблюда с одного маху». Все виды спорта придают грациозность и силу. Поэтому, необходимо заниматься самому и воспитывать в этом духе детей, даже, до той степени, чтоб они стали искусными мастерами. Вид спорта надо выбрать, наиболее отвечающим следующим критериям: сила, ловкость, безопасность для тела и нрава, дозволен­ность с точки зрения Шариата.

Богобоязненные верующие часто спрашивают, какой вид спор­та является дозволенным в Исламе, а какой запрещённый?

Бег

К дозволенным видам спорта относятся бег и ходьба, независимо от расстояния. Сюда также можно от­нести бег на лыжах на большие расстояния, биатлон, прыжки в длину, в высоту и т.д. Ведь это, всё разви­вает в человеке стойкость, ловкость и выносливость, в которой есть не­обходимость во время войны. Спод­вижники Пророка состязались в беге. Передают, что Алиасхаб был бегуном. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам соревновался в беге с Айшей, чтобы доставить ей удовольствие и подать пример остальным. В хадисе от Абу Давуда говорится, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я, соревнуясь в беге с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), опережала его. Позже, когда я несколько располнела, он опередил меня. И он сказал: «Это за то» (имея виду состязание, когда Айша выиграла у Пророка (мир ему и благословение Аллаха)). Этот хадис указывает на допустимость состязания в беге, независимо от то­го, мужчины или женщины состязаются, при условии, что мужчина из чис­ла махрам или это супруги.

Единоборства

Любой вид единоборства, как способ самообороны или войны с противником, разрешен. Главное, чтобы это не было тем видом борьбы, где есть большая вероятность получить травму или пораниться. Это запрещено.

Соревнования, спарринги и другие состязания в таких видах спорта должны проводиться, так чтобы была исключена возможность получения травм, увечий и т.д., также соревнования не  должны стать поводом того, чтобы между соревнующими появилась ненависть и вражда.

Борьба

В хадисе, переданном от Мухаммада ибн Али ибн Рукана, говорится, что Рукана боролся с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) победил его несколько раз (Абу Давуд). В другой версии этого хадиса, переданного от Сайда ибн Джубайра, говорится, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в местности Батха, к нему пришёл Язид, сын Рукана, или же сам Рукана, и с ним были его козы. Он сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О, Мухаммад, сможешь ли ты побороть меня?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил: «Ставлю одну из моих овец». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) победил его. Ру­кана сказал: «Давай ещё раз!». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова спросил: «А что ты поставишь за поединок?». Рукана ответил, что поставит ещё одну овцу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять победил его. Рукана сказал: «О, Мухаммад, клянусь Аллахом, никто ещё не побеждал меня!», и принял Ислам, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернул ему овец (абу Давуд).

Алимы пишут, что состязания в беге или в других дозволенных видах спорта не принижают до­стоинства учёности, набожности и благородства.

Стрельба из лука

Стрельба из лука, является дозволенным видом спорта. Аналогичной считается стрельба из ружья и других видов оружия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Занимайтесь стрельбой из лука и верховой ездой» (Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырех занятий: стрельбы по мишеням (или хождения от цели к це­ли во время занятия стрельбой)» (ат-Табарани). Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо сподвижников, которые состязались в стрельбе из лука, сказал: «Стреляйте, я с вами» (аль-Бухари).

В другом хадисе передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) трижды произнес: «Стрельба из лука является силой» (Муслим). Он также говорил, что «стрельба из лука есть лучшее из развлечений» (ат-Табарани).

Метание копья, мечей, ножей и всего острого

Дозволенным, считается метание копья. Сюда же, относится лю­бой вид метания, благодаря которому, развивается меткость и точность попадания в любую мишень — летающую, двигающуюся или неподвижную, как, например, метание ядра, диска, бумеранга, камня, гири, ножей, топора, всего того, чем можно нанести вред врагу на поле боя.

Известен случай, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволил хабашитам состязаться в метании копья в своей мечети. Когда сподвижник Пророка Умар (да будет доволен им Аллах) захотел остановить их, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не позволил ему этого. Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил жене Айше смотреть на состязание. В хадисе, переданном от Абу Хурайры говорится: «Нет состязания, кроме как в метании (чего-либо) острого».

Передают от имама аш-Шафии, что состязание в разных видах оружия делится на два вида: 1) оружие, которое покидает руку 2) оружие, которое не покидает руки. К первому виду относятся стрела, копьё, оружие разного рода, камни, гири и т.д. Ко второму — меч, сабля, и тому подобное. Всё, что покидает руку, является дозволенным для состязания, а по поводу дозволенности второго, мнения алимов разделяются.

Те, кто запрещает такой вид состязания, говорят, что это не состязание, а борьба с противником, который может нанести увечья. Однако, по более достоверному слову, разрешается состязание, ибо этот вид борьбы является нужным на войне. Передают от Укбата ибн Амира, что он сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на минбаре сказал: «Вы приготовьте против врага силу, по мере возможности. Воистину, стрельба есть сила, воистину, стрельба есть сила, воистину, стрельба есть сила» — повторил он трижды (Муслим).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стреляйте и скачите — для меня лучше, чтобы вы стреляли, чем скакали... и тот, кто забудет стрелять после того, как он обучился этому, то он проявил неблагодарность к тому, что познал» (ас-Суюти, «Джамиу ссагир»).

Скачки

К дозволенному виду состязаний относятся скачки на лошадях, верблюдах, слонах и т.д. Сюда, также, можно отнести состязание на парусных лодках, байдарках, шлюпках и т.д., а также состязания на машинах — авторалли и т.п. Всё это, пригодно на войне, особенно в настоящее время, когда военные по­ходы намного отличаются от походов прошлых веков. Желательность военных приготовлений отражена в следующих словах Всевышнего (смысл): «Приготовьте, о, верующие, против неверующих Скачкисколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Алла­ха и ваших врагов...» (сура «аль-Анфаль», аят 55).

В хадисе говорится: «Ко лбу лошади привязано добро (благодать) до Судного дня. Лошади разделя­ются на три вида; та, в которой есть для человека вознаграждение... это та, которую держит человек для пу­ти Аллаха и готовит её для этого...» (ат-Тирмизи). Лошадь, создана Всевышним Аллахом на благо людям. Сегодня лошадей используют в основном на сельских работах. В городских же условиях — для развлечений, соревнований, скачек. Однако, нельзя забывать, что большинство войн и сражений не обходилось без лошадей. Как-то Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), распорядился выдать всаднику, участвовавшему в священной войне, в три раза больше трофеев, чем пешему участнику: две доли — лошади, плюс одну — самому воину. Ибн Умар сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) устраивал скачки на лошадях и награждал призами победителей. Достоинство и почёт лошади в том, что Всевышний в Кора­не клянётся её именем и в одном из аятов говорит (смысл): «Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, которые скачут, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «аль-Адият» аяты 1-2). В одном из хадисов говорится: «Тот, кто не проявляет уважения к лошади, участвующей в священной войне, в том есть доля лицемерия» (аль-Куртуби). Передают от Анаса ибн Малика, что у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было ничего любимее лошади.

Плавание

Из дозволенных видов спорта следует назвать плавание. Ас-Суюти приводит хадис от Джабира бин Абдулла и Джабира бин Умейра. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является пустым делом и забавой, кроме четырёх вещей: ... обучение плаванию» (Ан-Насаи, Ат-Табарани). В другом хадисе говорится: «Обучайте детей плаванию». Праведный халиф Умар написал письмо в Шам: «Обучайте детей плаванию, стрельбе из лука, а также запрыгиванию на спины лошадей».

На сегодняшний день плавание, как вид спорта, имеет много разновидностей: среди них есть дозволенные и запретные. Дозволенными являются плавание на расстояние, прыжки в воду и т.д. — здесь нет сомнения в дозволенности, при условии, что не выставляется аврат, который необходимо прятать от взора чужих. Что касается, подводного плавания (водолазания), то имам ан-Навави пишет, что если в нём есть польза, как, например, пригодность для военных целей — то разрешено, а если нет пользы — то запрещено. Но, как мы видим сегодня, в этом есть польза не только для войны, но и для спасения утопающего или подводных работ, где есть польза для людей. Исходя из этого, подводное плавание разрешено. Что касается синхронного плавания с участием девушек и музыкальным сопровождением, то этот вид спорта запрещён Шариатом, ибо здесь выставляется аврат женщины, за которым следуют непристойности и смута, разжигание страстей. И потом — нет никакой пользы в том, что нагие девушки, плавая в воде, показывают концерт миллионам зрителей.

К тому же, демонстрация обнажённого тела запрещена в Исламе.

Следует побояться Всевышнего тем родителям, которые позволяют детям заниматься такими видами спорта, выставлять аврат или участвовать в смешанных состязаниях мужчин и женщин, неявляющихся близкими родственниками из числа махрам.

Поднятие штанги, культуризм

Разрешается состязаться в поднятии штанги, гирь, камней и т.д., чтобы определить наиболее сильного, так как это бывает необходимо на войне, для выхода на поединок один на один. Ведь именно это, во многом, решает исход войны или становится средством поднятия духа войска, а также способом, веду­щим к договору об отмене столкновения и т.д. Что касается культуризма, то это разрешено для наращивания силы и мощи против противника. Главное, чтобы чрезмерные нагрузки не наносили бы вреда здоровью, а были бы умеренными — только для подержания тела и духа. Здесь надо отметить, что большинство занимающихся подобными видами спорта, выставляют аврат для демонстрации наращенных мышц тела, что является запрещённым. Этим видом спорта нельзя заниматься лишь для того, чтобы показать красоту тела в нагом виде и состязаться в том, у кого больше массы мышц, чтобы потом гордиться этим.

Состязания с мячом

Из дозволенных видов спорта следует назвать футбол, теннис, гольф, волейбол, баскетбол, бадминтон, гандбол и другие виды спорта, связанные с мячом. Они считаются дозволенными Шариатом с условием, что не являются средством заработка. Они дозволены лишь для отдыха, развлечения и разминки, ибо развивают быстроту и ловкость, укрепляют здоровье. Но играть в эти виды спорта для того, чтобы зарабатывать на жизнь, делать определённые ставки и т.д. — запрещено Исламом, потому что это бесполезная трата времени.

Спортивная гимнастика

Дозволенной является спортив­ная гимнастика, ибо это совокупность специально подобранных физических упражнений для здоровья и гармоничного развития организма. Сюда входят акробатика, занятия на перекладине, брусьях, кольцах и т.д. Гимнастика развивает быстроту, ловкость, точность, уверенность в себе, терпение, правильность мысли и решений и т.д.

С давних пор в мире проводят­ся олимпийские игры — этому уде­ляется внимание на государствен­ном уровне. В олимпийских играх состязания проводятся почти во всех видах спорта, большинство ко­торых дозволены Исламом. Среди них есть те, которые мы упомя­нули, есть и те, что не затронули.

«Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игр с семьей и обучения плаванию» (ат-Табарани).

В кратце, можно сказать так: большинство видов спорта дозволены Исламом, а некоторые даже поощряются, так как они пригодны для войны с противником, к которой мы должны быть всегда готовы, ибо Всевышний в Коране говорит (смысл): «Приготовьте, о, верующие, против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов, а сверх того и иных врагов, о которых вы и не догадываетесь, но Аллаху ведомо о них...» (сура «аль-Анфаль», аят 55). К этому же призывает Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе: «Сильный верующий любимее Аллахом, чем слабый. Хотя в обоих есть благо».

Проведение спортивных состязаний ведёт к формированию здорового общества. Государство должно способствовать, чтобы во всех населённых пунктах были спортивные оздоровительные школы, где дети могли бы с раннего возраста приоб­щаться к спорту.

Очень важно отметить, что при состязаниях в определённых видах спорта, в основном в спортивной или художественной гимнастике, лёгкой атлетике и в плавании необходимо соблюдать условие для дозволенности данного вида спорта. Это есть нормы Шариата, а именно: запрещается выставление аврата (т.е части тела, которые необходимо прятать от взора посторонних). Мы видим сегодня с экранов телевизора спортсменов, особенно спортсменок, состязающихся в плавании, в лёгкой атлетике, в художественной гимнастике, и выставляющих те части тела, которые обязаны скрыть. Ислам запрещает женщинам состязаться в тех видах спорта, где открывается аврат, что способствует пробуждению страстей, за которым следуют смуты и падение нравов в обществе. Ислам не видит необходимости в подобного рода состязаниях, ведь это в принципе не соответствует Шариату. Мусульмане должны запрещать жёнам, дочерям и сестрам участво­вать в них. Также является запретной борьба между девушками или между мужчинами и женщинами. Что касается таких видов спорта, как каратэ, кунг-фу (то есть, бесконтактные виды борьбы) — то их приёмы можно изучить и девушкам, поскольку они могут пригодиться для самообороны, но с условием закрытия аврата.

Журнал "Ислам" № 21 (01) 2009

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.