Каким должен быть врач? Можно ли мужчине осматривать женщину по женским болезням? Как заслужить врачу довольство Аллаха в своей профессии?
МЕДИЦИНА
Совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.Профессия медика - одна из лучших и почтенных. Медицина - это дар Всевышнего человечеству, она сохраняет наше здоровье. Если в теле не будет здоровья, то не будет здорового разума и здорового духа. Ведь мы знаем, что тело - основное средство мусульманина для послушания Аллаху. Изучение медицины является обязанностью для всего общества (фарзуль-кифая). В каждом населенном пункте обязательно должен быть врач и жители данного населенного пункта должны создать для этого все условия. Иначе все они попадают под грех. Изучение медицинских наук является богоугодным делом, как поминание Аллаха, раздача милостыни и совершение других религиозных обрядов. В книгах великих учёных, медиков-мусульман перечислены желательные адабы, некоторые из которых даже обязательны.
В наше время испытывается серьёзный недостаток в квалифицированных, богобоязненных врачах. Первое, что должен знать врач, это то, что медицина - не торговля, а поклонение Всевышнему. Он должен знать, что эта высокая степень дарована ему Аллахом. Оказывать помощь больному - одна из святых обязанностей мусульман, и этот долг, как никто другой может выполнить врач.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто облегчит мусульманину какую-либо тягость, боль в этом мире, Всевышний облегчит Судный День». К доктору приходят люди с болью, часто со слезами на глазах, и врач его спасает, даёт лекарство, и является тем человеком, который облегчает боли.
Медицина - это дар Всевышнего человечеству, она сохраняет наше здоровье
Обо всём этом говорю с надеждой на то, что это будет руководством для врачей верующих во Всевышнего, которые понимают, что такое искренность, что такое аманат. Вы, наверное, знаете, что имена тех врачей, которые помогали людям, искренне исполняли свой долг, не забывают.
Первый из адабов врача - вера в Аллаха и упование на Него. Потому что Он является Творцом всех болезней и также Творцом всех лекарств. Первые методы лечения были ниспосланы через откровения пророкам, мир им всем и благословение Аллаха, они положили начало лечению людей. После этого человечество стало развивать эти методы посредством опытов, практики, изучения, научных открытий. Это говорит о том, что медицина является божественной наукой, и занятие этим делом является делом богоугодным. В достоверном хадисе сказано: «Всевышний не создал какую-либо болезнь, кроме как создал для неё лекарства. Знают об этом те, кто знают и не знают те, кто не знают». Врач должен знать, что он является средством, к которому прибегают больные, и лекарства, которые он прописывает больным, являются лишь средствами лечения, которое создаёт Аллах или же ниспосылает.
Второе - сохранять целомудрие и застенчивость (Аль-хаяъ). Это долг каждого врача. Это значит, когда он осматривает больного, нужно соблюдать рамки необходимости, даже если это мужчина. Мужчине запрещено смотреть на половые органы мужчины, если нет необходимости. Если есть врач-женщина, которая может осмотреть пациентку, то врач-мужчина не имеет права осмотреть её. Другое дело, если есть крайняя необходимость, если отсутствует какой-либо врач, только в этом случае мужчина может лечить женщину и наоборот. У имама Бухари есть целый раздел в книге по хадисам, где сказано о дозволенности лечения мужчины женщиной и наоборот. В битве Бадр и Ухуд некоторые женщины лечили раненых, носили воду больным, ибо не было другого выхода. Если женщина идёт на осмотр к врачу, то здесь необходимо присутствие близкого ей человека (махрама). Ислам запрещает уединение, и даже если он – врач, ему запрещено уединяться с посторонней пациенткой в закрытом помещении. Каждый врач должен знать это.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), в своей прощальной проповеди сказал: «Воистину ваше имущество, кровь и честь вам запретна, как запретен вам этот день в этом вашем месяце в этом вашем городе».
Пророк, мир ему и благословение, увидел человека, который проповедовал другому о застенчивости. Пророк, мир ему и благословение, одобрил это и сказал: «Застенчивость приводит к благому». Врач должен быть застенчивым, бережливым, должен ревностно относиться к чести других людей.
Также верующий во Всевышнего не должен заниматься женскими болезнями, если есть врач–женщина, которая может его заменить. Сегодня мужчине осматривать женщину по женским болезням - харам, потому что есть много женщин, знающих свою работу. Запретное становится дозволенным настолько, насколько соблюдается мера чрезвычайной необходимости, эту меру должен определить врач, если нет такой необходимости, он не должен нарушать этот порядок.
Третий адаб - добрый, красивый нрав. Добрый и красивый нрав - красота для каждого человека, но особенно для врача. Он должен проявлять милосердие, мягкость к больному, успокаивать больного красивой речью, расспрашивать его о состоянии, а если прикасается, то делать это мягко. Ни в коем случае не проявлять высокомерие к больному человеку, не делать различия между богатым или бедным пациентом.
В наше время иногда бедного больного отправляют из кабинета в кабинет, а для богатого хоть в час ночи созывают консилиум, принимают особо. Богобоязненный врач так не поступает, для него все рабы Аллаха одинаковы, и он проявляет одинаковое отношение ко всем.
Следующий адаб – тайна, которую должен сохранять каждый врач, к врачу человек обращается в безвыходных ситуациях, может быть так, что какая-то болезнь стала причиной совершения каких-либо грехов и разглашать грехи своих пациентов врач не имеет никакого права, это считается мерзким поступком. В хадисе сказано: «Тот, к которому обратились за советом, верный».
Следующий долг врача - знание разрешённого и запретного, знание лекарств, которые они прописывают пациентам. Это является долгом врача, верующего во Всевышнего. Ни в коем случае он не должен прописывать лекарства, которые содержат запретные составляющие. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине Аллах не сделал лечение моей уммы тем, что запрещено». Но у этого правила есть исключение - когда нет другого выхода для спасения пациента, при этом, конечно, также необходимо соблюдение мер необходимости.
Пятый адаб - стремление к довольству Аллаха в своей профессии, а не к накоплению богатства. Врач подобен человеку, поминающему Всевышнего, который читает Коран, исполняет молитву. Его работа - ибадат, поклонение Аллаху, здесь необходимо иметь искреннее намерение, стремление к довольству Всевышнего. Для некоторых врачей целью стала только выручка, которую они выносят в конце дня. Если врач будет искренним, то будет стремиться к довольству Аллаха. Удел человека, его материальный достаток - это то, за что Аллах обязался каждому Своему рабу, и даже если человек попытается убежать, удел его догонит. Поэтому не об этом должен думать врач, ему нужно думать о своей работе.
Шестой адаб - изучение, совершенствование знаний, а не выписывание лекарств, которые тридцать лет назад прошёл в мединституте, и после этого ничего не изучает, когда весь мир объявляет, что те или иные препараты вредны, а он об этом ничего не знает. Нельзя, чтобы врач допускал халатность, наносил вред пациенту из-за незнания. Насколько нанесен вред, настолько и высока ответственность перед Всевышним. Если по незнанию врача пациент умрёт, врач будет убийцей, и ответит перед Всевышним.
Был случай, когда один из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, был ранен. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) позвал врачей и спросил: «Кто из вас более знающий?». Один из них сказал: «Разве в медицине есть благо?», не зная, что медицина пришла из Ислама. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, Кто ниспосылает болезнь, ниспосылает и лечение». Тогда один из них сказал: «Я лучше знаю, о, Посланник Аллаха», и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, доверил сподвижника тому, кто лучше знал врачебное дело и он вылечил больного. Также Посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорит о халатности врача: «Тот, кто лечит, не зная, как это делать, будет замином». Замин – это тот человек, который убил или нанёс увечье, родственники или же сам пострадавший имеют право требовать возмездие. За каждый орган есть в Шариате предписанный штраф и за это несёт ответственность врач, если он не знает своё дело. Этого должен бояться врач.
Седьмой адаб - заниматься только своим делом. Если ты врач, занимайся только медициной, улучшай познания в этой науке, потому что в Коране говорится: «Аллах в теле человека сделал одно сердце», двух сердец нет. Поэтому знать медицину и быть одновременно специалистом в другой области – невозможно. Есть медики, которые очень хорошо занимаются другими делами, успевают в бизнесе, у них на приёме пациент и в то же время заключаются торговые сделки, даются распоряжения, ни на минуту не выключается телефон, а пациент страдает. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Воистину Всевышний предписал совершенство во всём», в другом хадисе сказано: «Когда кто-либо из вас делает своё дело, пусть делает совершенно».
Дай Аллах, чтобы мы были искренними во всех делах, ведь Ислам не только в мечетях и на молитвенных ковриках, Ислам должен быть и на твоём рабочем месте. Ты должен соблюдать принципы Ислама, где бы не находился, чем бы не занимался. Ты должен быть мусульманином во всём. Дай Аллах нам в помощи в этом! Амин.
Статья составлена по материалам пятничных проповедей, прочитанных в Центральной джума-мечети г. Махачкалы