Мавритания - страна, где сохранился образцовый арабский язык

25 Декабрь 2010
9773

Ислам в Мавритании.

Мавритания – образец арабской речиИсламская Республика Мавритания. Государство на северо-западе Африки. Столица – Нуакшот. Территория – 1031 тыс. кв. км. Административно-территориальное деление – 12 областей и автономный округ Нуакшот. Население – 3,18 млн. чел. (2006, оценка). Официальный язык – арабский.

Мавритания — развивающаяся бедная страна, её столица представляет из себя сравнительно небольшой город малоэтажных застроек. Не случайно эта страна называется Мавританией - её жители ощущают свою причастность к маврам — населению средневековой мусульманской Испании, которые, испытав геноцид, вынуждены были бежать из Испании в Африку. К сожалению, высокая культура мусульманских государств Пиренейского полуострова в Африке не смогла сохраниться, но некая причастность к ней у мавританцев выражается через любовь к названиям «Андалус» и «Кордова». Многочисленные кафе, парикмахерские и другие заведения используют в своих наименованиях эти древние слова.

В Нуакшоте ощущается исламскость города, где, как и положено, 5 раз в день раздаётся звук азана.

Мавритания, несмотря на свою бедность, обладает главным богатством — исламской идентичностью, главным достоянием мавританцев является исламская республика, в других странах, может, больше иного богатства, но нет главного — Ислама.

У Мавритании хорошие отношения с Ливией и здесь очень уважают президента Ливии Муаммара Каддафи. Это свидетельство его громадного авторитета на «чёрном» континенте. Ему верит, на него надеется без малого миллиард жителей этого прекрасного и такого проблемного континента.

По его инициативе на стадионе Нуакшота проводятся мавлиды в честь Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

На этих мавлидах выступают богословы и исламские поэты, раскрывающие непреходящее значение и роль Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) не только для человеческой цивилизации, но и для мироздания. Там показывается несравненная чистота исламского вероучения, его явное превосходство и достоинство, причём делается это доказательно, приводя весомые исчерпывающие доводы, одновременно выражая глубокие мысли простым доступным языком, который одинаково понятен и профессуре, и самым неграмотным слушателям.

Проведение таких мавлидов в Мавритании очень благотворно влияет на общество, которое пострадало от политических конфликтов и военных переворотов.

Население.

Население Мавритании исповедует Ислам и делится на две группы. На юге страны вдоль реки Сенегал живут оседлые земледельческие народы (волоф, тукулер и сонинке), составляющие приблизительно 1/5 всего населения. Остальное население – скотоводы-кочевники – рассредоточено на обширных пространствах пустынь и полупустынь. В этническом отношении они относятся к маврам, народу смешанного арабского, берберского и западноафриканского происхождения, и туарегам. Берберы населяли Северную и Северо-Западную Африку ещё до новой эры. После прихода арабов в Северную Африку (7–8 вв.) некоторые берберские племена смешались с арабами. Все они приняли Ислам и перешли на использование арабского языка.

Чистый арабский язык.

Языковой особенностью мавританцев является то, что они разговаривают на чисто литературном арабском языке, т.е. языке Священного Корана. Их язык можно называть образцом арабской речи. Во многих арабских странах население разговаривает на разных диалектах. Арабы в разговорной речи очень далеко отходят от литературного языка, чего не скажешь о мавританцах. Они сохранили стиль речи, переданный им сподвижниками Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) и общаются на чистом литературном арабском языке.

Мавритания – полиэтничное государство. 70% населения страны составляют мавры арабо-берберского происхождения (принадлежат к европеоидной расе). Около 30% – африканские народности (бамбара, волоф, сараколе, тукулер, фульбе и др.). Менее 1% населения Мавритании составляют европейцы (французы и испанцы), а также выходцы из Сенегала и Мали. Помимо арабского языка распространён французский. Некоторые местные наречия (волоф, пулаар, сонинке) признаются в качестве языков межнационального общения.

Второй по древности минарет в мире.

Иностранных туристов в Мавритании привлекают красота природных ландшафтов, древние памятники истории и архитектуры, богатые культурные традиции местных народов.Религии. Шингеттиская Соборная мечеть — древний центр вероисповедания, созданного основателями города оазиса Шингетти в области Адрар в Мавритания, с тринадцатого или четырнадцатого столетия.

Минарет этой древней мечети, как предполагается, является вторым по древности среди минаретов в непрерывном использовании во всём мусульманском мире.

Структура здания состоит из молитвенной комнаты с четырьмя проходами и двойными нишами — символической дверью, или михрабом, указывающим на Мекку и открытого внутреннего двора. Среди её самых отличительных особенностей — каменная кладка из расколотого известняка, её квадратная башня минарета, так как мечеть изначальна строилась как отличительная особенность, «визитная карточка» основателей города. Мечеть и минарет обычно считают национальной эмблемой Исламской республики Мавритания.

В 1970-ых мечеть была восстановлена усилиями ЮНЕСКО, но ей, наряду с городом, продолжает угрожать интенсивное опустынивание.

Религии.

99,6% населения страны – мусульмане. Ислам в Мавритании является официальной религией. Наиболее распространено суннитское направление маликитского толка. Проникновение Ислама началось в 8 в. 0,1% населения придерживаются традиционных африканских верований (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.). Христианство начало распространяться в 16–17 вв. В немногочисленной общине христиан большинство составляют католики.

Государственное устройство.

Мавритания – республика. Действует конституция, принятая в июле 1991.

Судебная система Мавритании базируется на нормах Шариата.

Вопросы личного статуса (правоспособность, брак, развод, наследование) и другие регулируются мусульманским правом. Позиции мусульманского права усилились в стране в 1970-1980-е гг., особенно в сфере уголовного законодательства и судопроизводства.

В 1980 г. правительство официально объявило шариат действующим правом гражданского оборота, исключая некоторые так называемые современные отношения (корпоративные, транспортные и т.д.). Имущественные отношения регулируются в рамках исламских принципов гражданским кодексом Мавритании.

Образование.

Обязательным является 6-летнее начальное образование, которое дети получают в возрасте 6–11 лет. Занятия ведутся на арабском языке, в начальной школе обучение бесплатное. Среднее образование (6 лет) проходит в два этапа (по 3 года каждый).

В марте 2002 в Нуакшоте состоялся 2 африканский Саммит по науке и технологии. В мае того же года в столице прошёл Международный книжный салон, на котором были представлены 97 издательств из арабских стран.

Архитектура, изобразительное искусство и ремёсла.

Народные жилища имеют прямоугольную форму, стены возводятся из песчаника, плоская крыша настилается на основе из стволов акации. У кочевых народов жилищами служат шатры, крытые покрывалами из валяной верблюжьей шерсти или ткани. В современном строительстве используются алюминий, железобетонные конструкции и стекло. Особым видом современной архитектуры является строительство мечетей.

История.

В 10–11 вв. некоторые вожди берберских групп племен санхаджа приняли Ислам и вскоре превратились в сторонников суннитского направления. Потомки исламизированной берберской знати Альморавиды распространили свои религиозные убеждения среди простых берберов.

Для большинства арабский язык стал родным, а Ислам – новой религией.

Португальцы, появившиеся у побережья Атлантического океана в 15 в., в 1461 основали торговый форт на о.Арген. В разное время на протяжении 17–18 вв. их сменяли голландские, английские и, наконец, французские торговцы. Европейские купцы стремились установить контроль над торговлей гуммиарабиком из зоны Сахеля.

В начале 19 в. обосновавшиеся в Сенегале французские торговцы неоднократно вступали в конфликт с арабскими эмирами, которые старались контролировать и облагать налогами торговлю гуммиарабиком. В 1855–1858 губернатор Сенегала Луи Федерб возглавил французскую кампанию, направленную на захват эмирата Трарза. В 19 в. французские офицеры, двигаясь из Сенегала на север, захватили внутренние районы пустыни. В начале 1900-х годов отряд французов под командованием Ксавье Копполани вторгся в эти районы с целью защиты интересов французских торговцев и стал управлять ими как частью французской колонии Сенегал. В 1904 эти территории были выведены из состава Сенегала и в 1920 включены в состав Французской Западной Африки. Французы с немалым трудом управляли кочевым населением.

В 1958 Мавритания вошла в состав Французского сообщества под названием Исламская Республика Мавритания, а 28 ноября 1960 стала независимым государством.

Литература:

Любовь Прокопенко. Мавритания

Валиулла хазрат Якупов. Мавритания: страна контрастов

Исламская Республика Мавритания. Справочник. М., «Наука», 1987

Страны Африки и Россия. Справочник. М.: Изд-во Института Африки РАН, 2004

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.