Не будь шутом!

16 Апрель 2011
6177

О юморе и шутках.

Ислам – всеобъемлющая религия и образ жизни, поэтому он охватывает и этику юмора и шуток мусульман. Юмором или шуткой называются разговоры или действия, которые вызывают в сердце радость, веселье, под действием которого человек улыбается, смеется, исчезает хмурость с его лица. Следует придерживаться следующих этических норм.

1. Даже при самой острой шутке не следует смеяться громко, хохотать. Прилично улыбаться, тихо выражать свой восторг – это говорит о твоем уважении к окружающим. Ислам не одобряет громкий и чрезмерный смех. В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) не смеялся, а только улыбался».

2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о Посланник Аллаха!», Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Я шучу, но и шутя, говорю только правду». Можно шутить двусмысленно, если хотя бы одна сторона правдива.

Ислам запрещает шутить, используя обман, ибо неправда всегда остается неправдой.

3. Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные невозможные ситуации.

В хадисе говорится: «Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было. Горе ему, и еще раз горе!» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

4. Юмор и шутки могут иметь место только между людьми одного возраста. Не следует шутить со старшими, с духовным наставником, с царем, с человеком, который не понимает шуток и обижается на шутки, а также с чужой женщиной. И женщине также не следует шутить с посторонним человеком. Стыдливость – признак веры и самый красивый из добродетелей женщины. В Коране восхваляется дочь пророка Шуайба из-за ее стыдливости.

5. Шутка должна быть здравой и соответствующей обстановке, не обидной и не унижающей достоинство, род, происхождение и мысли другого человека.

Нельзя шутить, используя при этом имя Аллаха, Его Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), Коран и хадисы.

В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Мусульманин – брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата по вере слишком большой грех для человека. Мусульманину запретен свой брат по вере, запретна его кровь, богатство и честь».

6. Не одобряется шутить так, чтобы шутка преобладала над серьезностью так много, чтобы тебя могут прозвать шутом. Это унижает достоинство человека, его не воспринимают всерьез, другие тоже станут подшучивать над ним. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) запретил шутить слишком много. Он сказал: «Вы иногда развеселите, успокаивайте свои сердца шутками». То есть Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) не сказал, чтобы мы постоянно шутили. Мусульманину не подобает шутить беспредельно. Коран одобряет тех, кто отходит от людей, которые постоянно шутят. Еще один мудрец говорит: «Если ты будешь шутить над достойным, почитаемым человеком, он возненавидит тебя, если ты будешь шутить над мерзким человеком, он набросится, нападет на тебя».

7. Нарушением этики Ислама считается направление оружия в шутку на брата по вере, наезд на него на машине. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не направляет оружие на брата своего, ибо он не знает, что, возможно, шайтан овладеет его действиями, и тогда он сам попадет в огненную яму» (Аль-Бухари, Муслим).

О некоторых шутках Посланника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)

1. Однажды Умму Айман пришла к Пророку (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и сказала, что ее супруг приглашает его в гости. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Не тот ли твой супруг, у которого в глазу белизна?» Она ответила: «У моего мужа в глазу никакой белизны нет». «Да, есть же» - настоял на своем Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). «Именем Аллаха клянусь, что нет» - сказала женщина. Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал «Не бывает человека, у которого нет в глазу белизны (т. е. белая часть вокруг зрачка)».

2. Один мужчина попросил Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя на детеныше верблюда» – ответил Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). «Как я могу покататься на детеныше верблюда, он же не сможет нести меня на себе» – сказал человек. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) продолжил: «Каждый верблюд – детеныш другого верблюда».

3. Однажды старая женщина посетила Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и попросила его прочитать за нее мольбу, чтобы Аллах направил ее в Рай. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». И старушка начала плакать. Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) добавил: «Когда будешь входить в Рай, ты не будешь старой, а будешь молодой».

4. Нуайм аль-Ансари шутил очень много. Если в Медину привозили для продажи какие-нибудь сладкие фрукты, которых здесь не продавали раньше, он покупал их в долг, преподносил Пророку (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и говорил ему: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), я дарю это вам». А когда продавец приходил к Нуайму за долгом, он приходил с ним к Пророку (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и говорил: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), оплати его долг». Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорил: «Разве ты не подарил их мне!» Тогда Нуайм говорил: «О Посланник Аллаха м, клянусь Аллахом, у меня на руках не бывает денег, чтобы заплатить за них, но я взял их в долг, желая, чтобы ты их попробовал и съел». Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) улыбался и отдавал продавцу цену за продукты.

5. Захак бин Суфьян был человеком некрасивым и маленького роста. Когда он договаривался с Пророком (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) о принятии Ислама, он сказал: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), у меня две жены, румяные, красивые, чем вот эта (указывая на жену Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) Аишу), если ты пожелаешь, я разведусь с одной из них и выдам ее замуж за тебя». Это было до ниспослания аята о парандже, и в это время Аиша (да будет доволен ею Аллах!) сидела рядом и слышала их разговор. Она спросила: «Кто же из вас красивее, ты или твои жены?» Тогда он ответил: «Конечно же, я, я красивее и достойнее их!» Тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) улыбнулся над остроумным вопросом своей жены Аиши и над ответом Захака бин Суфьяна, который был в действительности некрасивой внешности.

Дорогие братья по вере, как у каждой вещи и действия, так и у юмора и шуток бывают свои границы и порядок. Поэтому в Шариате не одобряется слишком увлекаться шутками. От обилия шуток люди много смеются, а чрезмерный смех опустошает душу, отвлекает от поминания Аллаха и мыслей о потустороннем мире, унижает достоинство и переходит границы приличия, иногда вызывает чувство зависти у других.

Дай Аллах нам силу соблюдать границы приличия в юморе и в шутках. Аминь!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Мусульманка