Шесть путей сатаны

28 Ноябрь 2011
2895

Шесть путей сатаны «Сейчас начались каникулы, а после каникул, иншааллах, буду постоянен в намазе, после начну соблюдать порядок в молитве»

 Каждого из нас настигают наущения сатаны, призывы слушать, смотреть или совершать запретное. Сатана подкрадывается к мусульманину и учит тому, что противоречит велениям Аллаха или Его Посланника (мир ему и благословение), всячески пытается отдалить человека от поклонения. При поминании Аллаха сатана уходит, как говорится об этом в хадисах. Насколько в человеке есть недостаток, настолько и сатана может проникнуть, и насколько человек очищается духовно, настолько слабеет сатана по отношению к нему. Однако сатана не теряет надежды, пытается хитрить до тех пор, пока душа находится в теле человека. Мы не можем чувствовать себя в безопасности от наущений сатаны, и поэтому нам следует знать хотя бы некоторые пути, через которые он к нам проникает.

Приведём шесть основных этих путей.

1. Отвлечение от деяний.

 Мы решили сделать какой-либо хороший поступок, а сатана отвлекает. Допустим, прозвучал утренний азан, надо совершить намаз. «Нет, я уставший, посплю. Аллах прощает грехи…». Так нарушается выполнение хороших дел. Отвергают шайтана чтением искренней истиазы «Аузубилляхи минашшайтани рраджим» и обращением к нафсу с такими словами: «Я нуждаюсь в благих деяниях; если я не совершу их, то с чем я встречу Аллаха? Как Аллах будет доволен мной?» Это ответ нафсу, который принял наущения сатаны. Наущения попадают в сердце, затем влияют на нафс. Вы отвечаете на влияние шайтана, которое осталось в нафсе, что нуждаетесь в деяниях.
2. Откладывание.

 «Чуть позже сделаешь, завтра, послезавтра, на выходных…», «Сейчас начались каникулы, после каникул, иншааллах, буду постоянен в намазе, после начну соблюдать порядок в молитве», «Завтра-послезавтра, когда женюсь, иншааллах, моё поклонение будет полноценным». Когда дело касается закята, шайтан вас наущает: «Вот закончу определённую сделку и начну выплачивать закят». Каково же лечение от подобного? По отношению к сатане – это чтение истиазы. А по отношению к нафсу есть два вида лечения.

Первое – поминание смерти, для которой нет определённого времени. И, предположим, смерть наступила, прежде чем мы успели вступить в брак. И спросят нас: «Как вы вели себя по отношению к Аллаху?», а мы ответим: «О Аллах, я желал творить благое, но не был женат…». Или смерть наступила до того, как кто-то оставил ростовщичество, до завершения тех самых выходных, о которых мы говорили выше… А потому поминайте чаще смерть.

Второе – вспоминайте, что у каждого дня есть свои деяния. Если сегодня мы выполним деяния дня текущего, завтра нас ждут новые, которые тоже нужно выполнить в срок. А откладывая на второй день то, что должны были сделать в первый, когда же мы успеем выполнить деяния второго дня? Так мы упускаем возможность возвыситься в степени перед Аллахом, приблизиться ко Всевышнему. У каждого из нас есть возможность в тот или иной день приблизиться к Аллаху, но, отложив, переложив, мы упускаем эту возможность.

Однако стоит произнести «Аузубилляхи минашшайтани рраджим», вспомнить Аллаха, и сатана уйдёт. Спросим нафс: «Смерть рядом, и если я буду откладывать сегодняшние деяния на завтра, то когда выполню деяния следующего дня?» Нафс ответит: «Я выполню деяния». Оставит ли шайтан после этого нас? Нет, шайтан проникнет снова через третий путь.

3. Призыв к быстрому выполнению.

Сатана говорит: «Быстрей завершай», – и человек быстро совершает намаз. Сатана побуждает быстро выполнять деяния, чтобы в них не было смиренности. Пока мы совершаем деяния, шайтан по мере сил пытается отвлечь нас, поторопить, толкает нас на показуху. Сатана говорит: «Быстро, быстро заканчивай, сколько уже Коран прочитал?» Когда наступает месяц Рамазан, видишь некоторых читающих Коран, которые считают, сколько страниц джузов они прочитали, без размышления, без смиренности. Это спешка – от шайтана. Если прибегнуть к защите от шайтана к Аллаху, то шайтан уйдёт, однако как лечить нафс? Обратитесь к нафсу: «О нафс, Аллах достаточен для этого поклонения, я нуждаюсь в довольстве Аллаха, в смиренности думать об Аллахе, потому что это душа поклонений».

Совершающий намаз без смиренности, поклоняющийся без хузура в спешке подобен тому, кто ведёт царю мёртвых животных. Какая польза от такого подарка?

4. Восхищение собой.

Сатана приходит к нам и говорит: «Машааллах, какой ты!» Сатана обратился к нам, пытался отвлечь – не получилось, призывал откладывать деяния – не получилось, желал выявить показуху – не получилось, торопил – не получилось. И тут шайтан говорит: «Кто ещё есть подобный тебе?» Давайте обратим внимание на то, как люди в последнее время проявляют высокомерие. Если один даёт милостыню, другой говорит: «Это что за милостыня? Что-либо ценное дай». Он начинает поучать других в совершении благих деяний, высокомерие сжигает нравственные качества, потому что в душе мрак.

Как можно самодовольствоваться, когда это всё дал тебе Аллах! Прочтите истиазу, шайтан уйдёт, и лечите эту болезнь, скажите себе: «О нафс, повелевающий плохое, постыдись, свои деяния не стоит высоко возносить».

 5. Нет разницы в том, будешь ты поклоняться или нет.

Это путь, посредством которого сатана проникает в нас очень глубоко. Шайтан играет с нашей акидой (вероубеждением). Он наущает нас следующим: «Не утомляй свой нафс, делаешь хорошие дела и лишаешь себя тех вещей, которыми желаешь насладиться. Ведь всё равно ты не знаешь, какой будет конец. Если твоя судьба счастливая, то независимо от того, усердствуешь ты в поклонении или нет, ты спасёшься до смерти: Аллах простит тебе грехи. А если твоя судьба несчастная, то не принесёт тебе пользы поклонение. На земле не осталось места, где иблис не совершил сужда, но это не принесло ему пользы». Вот это очень мерзкое наущение шайтана, да убережёт нас Аллах от этого. Как ответить таким наущениям? Прочитать «Аузу билляхи мина шайтани раджим», и шайтан уходит. Но как излечиться от влияния, которое осталось в сердце? Обратиться к сердцу: «О сердце, Аллах сотворил тебя и обязал тебя совершать поклонение».

 6. Очень тонкий путь.

Мы перечислили и разобрали некоторые пути наущения сатаны, но шестой путь более изощрённый. Возьмём, например, показуху. Человек молится в мечети, и люди наблюдают за ним; он улучшает намаз, старается быть смиренным, и один из присутствующих удивляется: насколько на него смотрят – настолько он увеличивает смирение. После завершения намаза один из них подходит, проявляя адаб, и говорит: «Брат, сделай мне дуа, ты хороший человек, совершаешь желательный намаз, и такая смиренность, машааллах!» А тот отвечает: «Я ещё и желательный пост соблюдаю». Это есть открытая показуха.

Но есть ещё более тонкий путь. Сатана приходит с другой стороны показухи и начинает наущать: «Будь искренним в поклонении Аллаху, и Аллах сделает так, чтобы люди узнали о твоих делах. Не нужно для людей что-то делать, поклоняйся ради Аллаха, и потом люди узнают с помощью Аллаха».

Сколько раз нафс нам об этом рассказывает? Иногда мы начинаем считать, что это чистая искренность: я, мол, делаю ради Аллаха, искренне, а Аллах заставит людей проявлять ко мне уважение, хвалить. Для чего мы ищем искренность, перед кем мы искренни? Перед Аллахом. А как тогда искренность, являющаяся самой высокой степенью отношений с Аллахом, станет средством для получения довольства людей? Мы начинаем думать о том, что, если будем искренни по отношению к Аллаху, Он даст знать о нас людям, чтобы те уважали нас, хвалили. Мы ищем искренность, чтобы привлечь людей? Это и есть самый тонкий путь, через который шайтан проникает к нам.

Да поможет нам Аллах обращать внимание на все пути сатаны, и лечение от его наущений – зикр, чтение истиазы.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.