Не ходи впереди своего учителя

22 Август 2012
597

Ученику следует брать в руки книгу, только имея омовение

Мы  вышли из Рамазана другимиПосланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки». (Бухари)

Почетность знания ни для кого не является секретом, так как знание является особенностью, присущей только человеку. Такими качествами, как храбрость, отвага, сила, щедрость, сострадание обладают не только люди,  но и животные. Но знаниями Всевышний Аллах показал превосходство Адама (мир ему) над ангелами и повелел  им делать ему поклон в знак почтения и уважения.

Стремящемуся к приобретению религиозных знаний (талибу) необходимо знать о состояниях сердца: упование на Аллаха (таваккуль), искреннее раскаяние (тавба), богобоязненность, довольство Его  предписаниями.

Основой получения знаний является проявление уважения к учителю.

Проявление уважения к учителю выражается в следующем:

Не ходить впереди него;

Не садиться на его место;

Не начинать  разговор в его присутствии (без его разрешения);

Не разговаривать много в его присутствии (без его разрешения);

Не задавать ему вопросы (кроме необходимых), когда он утомлен,

Не опаздывать на уроки,

Не стучаться в дверь,  а терпеливо ждать, пока он сам выйдет.  (Если дверь заперта, а учитель ждет тебя. Если ты своим стуком не мешаешь ему, тогда можно зайти).

Учащемуся следует стараться достичь его довольства, остерегаться его гнева, исполнять все его повеления, кроме как ослушания Аллаха, так как «Нет повиновения созданному, если в нем есть ослушание Создателю», и как сказал Пророк (мир ему и благословение): «Худшие из людей те, кто отступают от своей религии, чтобы другие получали  мирское».

Из-за уважения к учителю следует проявлять уважение к его детям и тем, кто с ним связан (т.е. к остальным родственникам). Имам аль-Газали, которого прозвали «довод религии», да смилуется над ним Аллах, рассказывал, что один из великих имамов Бухары, во время урока,  иногда вставал. Когда об этом спросили у него, он ответил: «Сын моего наставника играет с детьми на дороге и иногда подходит к двери мечети. И когда я вижу его, то встаю, возвеличивая этим моего наставника».

Передают, что правитель Багдада Харун ар-Рашид отправил своего сына к шейху аль-Асма‘ийи, да смилуется над ним Аллах, чтобы он  обучил его науке и этике (адабу). Однажды он увидел, что шейх совершал омовение. Он омывал свою ногу, а  сын (правителя) наливал ему на ногу воду. Тогда правитель упрекнул шейха аль-Асма’ийа, да смилуется над ним Аллах: «Я же отправил его к тебе обучаться науке и адабу, почему же ты не повелеваешь ему воду на твою ногу наливать одной рукой и мыть - другой?!»

Также проявлением уважения к учителю считается  почтение к книге. Ученику следует брать в руки книгу, только имея омовение.

Передают, что шейх, «Солнце имамов», аль-Халвани, да смилуется над ним Аллах говорил: «Я получил эти знания из-за уважения к книге, я в руки даже листок не брал без омовения!».

Действительно, наука стала почетной из-за того, что она является средством, приводящим к богобоязненности. И только благодаря богобоязненности человек может заслужить милость Всевышнего Аллаха и вечное счастье.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.