Именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!
Вся хвала Всевышнему Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто последует им до наступления Судного дня. Ассаламу алайкум ва рахматуллахи вабаракатух.
Один из путей, на который указал и повелел нам следовать Пророк (мир ему и благословение) – это оставление спора, целью которого является унижение оппонента и обличение его ошибок. Результатом следования этому повелению, является проявление милости верующими.
Всевышний в Коране говорит (смысл):
قال الله تعالى (الَذِينَ يُجَادِلُونَ فِي آيَاتِ اللَّهِ بِغَيْرِ سُلْطَانٍ أَتَاهُمْ كَبُرَ مَقْتًا عِنْدَ اللَّهِ وَعِنْدَ الَّذِينَ آمَنُوا كَذَلِكَ يَطْبَعُ اللَّهُ عَلَى كُلِّ قَلْبِ مُتَكَبِّرٍ جَبَّارٍ)
«Те, кто препирается о знамениях Аллаха без довода, данного им, ненавистны Аллаху и верующим. Аллах запечатал сердца этих препирающихся, как запечатывает сердце всякого тирана, превозносящегося и угнетающего людей!» (сура «Гафир», аят 35).
Также Всевышний в другом аяте говорит (смысл):
وَلَقَدْ صَرَّفْنَا فِي هَٰذَا الْقُرْآنِ لِلنَّاسِ مِنْ كُلِّ مَثَلٍ ۚ وَكَانَ الْإِنْسَانُ أَكْثَرَ شَيْءٍ جَدَلًا
«Мы привели для людей в Коране, в который они не уверовали и потому просили другое знамение, всякие притчи для назидания и поучения. Но человек по своей природе любит препираться, и если он – нечестивый, то в своих спорах он выставляет ложь, чтобы ею опровергнуть истину» (сура «аль-Кахф», аят 54).
Пророк (мир ему и благословение) предостерегал нас от споров без знания, потому что в спорах присутствует ложь, клевета, злословие, невежество.
عن كعب بن مالكٍ - رضي اللَّه عنه - قال : قال رسول اللَّه صَلَّى اللَّه عليْهِ وسَلَّم "من طلب العِلم ليجاري بِهِ العلماء أو ليمارِي به السفهاء أو يصرِف به وجوه الناس إليهِ أدخله اللَّه النَّار"
В хадисе, переданном от Кааба ибн Малика (да будете доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто приобрёл знания для того, чтобы соседствовать с учёными, спорить с глупцами и стремиться тем самым произвести впечатление на людей, введёт Аллах в Огонь» (имам ат-Тирмизи).
Такова будет участь того, кто приобретает знания не для того, чтобы извлекать пользу для себя, и, тем более, не для того, чтобы люди получили пользу от него, или же для исправления ошибок, допускаемых рабами Аллаха. Напротив, он приобретает знания лишь для того, чтобы люди сказали о нём, что он – учёный, чтобы соседствовать с учёными, чтобы производить впечатление на людей. У такого человека нет искренности в вере, нет искренности в намерении. Участь такого человека – огонь Ада.
عن أبي أمامة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ما ضل قوم بعد هدى كانوا عليه إلا أوتوا الجدل ثم تلا رسول الله صلى الله عليه وسلم هذه الآية، {ما ضربوه لك إلا جدلا بل هم قوم خصمون }.
Также в хадисе, переданном от Аби Умамата аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не впали в заблуждение люди после того, как дано им было руководство, иначе как будучи ввергнутыми в споры», и прочёл затем слова Всевышнего: «Неверные привели тебе этот пример только ради того, чтобы спорить с тобой и одержать верх в споре, а не ради истины».
(имам Ахмад, ат-Тирмизи и ибн Маджа).
Люди хотят только спорить, конфликтовать, враждовать и не желают узнать истину веры во Всевышнего Аллаха. Но следует отличать дискуссию от спора, целью которого является унижение оппонента и обличение его ошибок (мираъ). Существует целый ряд принципов ведения дискуссии, которые надо соблюдать. Первое: дискуссия должна вестись на основе знаний; второе: желание достичь истины; и третье: желание ввести ясность в дискутируемый вопрос, а не лицемерить и не заниматься показухой.
قال رسول الله صلى الله عليه و سلم: من ترك الكذب وهو باطل بني له قصر في ربض الجنة ومن ترك المراء وهو محق بني له في وسطها . ومن حسن خلقه بني له في أعلاها.
В хадисе, переданном от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллаха), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто прекратит ложь, будучи неправ, Аллах построит дворец на краю Рая. Тому же, кто оставит спор, будучи прав, Аллах построит дворец в середине Рая. А тому, кто улучшит свой характер, Аллах построит дворец на самом возвышенном месте Рая» (имам Абу Давуд).
До следующих встреч! Да сохранит вас Аллах! Вассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатуху!
Стенограмма лекции бывшего муфтия Египта Али Джумы