Вред от расточительства объясняется во многих аятах и хадисах, что указывает на важность этого вопроса. Привычка чувствовать себя счастливым, путем постоянного потребления, является процессом добровольной гибели человека. Верующему лучше расходовать ради своей будущей, вечной жизни имеющиеся у него средства. Сознательное пренебрежение этой возможностью равносильно отказу от будущей жизни в пользу этого мимолетного, бренного мира, срок которого ограничен 60-70 годами, а часто и менее того.
В Коране сказано (смысл): «Ибо расточители - братья шайтанов. Они поддаются его искушению, когда он соблазняет их тратить деньги на злодеяния и распутство. Шайтан никогда не благодарит своего Господа и всегда пребывает в заблуждении. Расточитель подобен ему» (17:27).
Смысл аята: «Не будь скупым, расходуя на доброе, будто твоя рука прикована к твоей шее железной цепью, так, что ты не можешь её протянуть. Но и не будь чрезмерно щедрым, протягивая руку и тратя деньги бесконтрольно. Тогда ты станешь либо порицаемым за скупость, либо останешься без денег, раскаиваясь и печалясь» (17:29).
Аллах не запрещает наслаждение дозволенным, чистым благом, благословляет красоту и всё, что дарует светлую радость душе мумина.
В Священном Коране сказано: «О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (7:31).
Мы получили жизнь в подарок от Всевышнего, поэтому Он наблюдает, на что мы её потратили и как при этом себя вели. Наше земное бытие является испытанием, кто какие будет совершать дела. Нечестивцы погрязнут в плохих поступках, искренние му`мины будут творить добро. Об этом тоже сказано в Священном Коране:
«Который сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он — Великий, Прощающий» (67 / 2).
Мы с вами не хозяева своего имущества, мы пользователи и будем спрошены за то, как использовали его. Не зря, наверное, в хадисах рассказывается, что в Судный День человек не сойдет с места, пока не отчитается перед Аллахом за то, как провел свою молодость, как заработал и куда потратил свое имущество. Таким образом, исраф — это знак неуважения и непочтения по отношению к Истинному Хозяину и Владыке. В Священном Коране сказано (смысл):
«Вспомни, как оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то, нет сомнений, дам Я вам ещё больше (мирских и вечных благ) Но если вы будете неблагодарны (скупы, тщеславны, расточительны, самоуверенны) знайте, Мое наказание, воистину, сурово» (14:7).
Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Амр ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение. Он сказал ему: «Что это за расточительство, о Са‘д?» Тогда тот спросил: «Разве во время совершения омовения можно проявить излишество?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, даже если ты находишься на берегу реки». Поэтому учёные говорили: «Излишество или расточительность порицаемо, даже если человек находится на берегу реки». Это, конечно, касается и воды из водопровода, где вода добывается при помощи механизмов.
В Священном Коране используются понятия – расточительство «исраф» и растрачивание «табзир». Исраф – это излишняя трата средств на нужную вещь. Табзир – это растрачивание имущества на то, что человеку не нужно. Следует отметить, что исраф является греховным деянием, ведь Всевышний Аллах нам прямо говорит: «Не расточительствуйте», а греховные деяния, как мы знаем, наказуемы. То есть, совершая исраф, мы должны понимать, что будем за это спрошены и, если Аллах не проявит к нам снисхождения, будем наказаны.
Также в аятах упоминается слово «мутрафин» – высокомерные богачи, живущие в роскоши. Значение слова «тараф» – это высокомерие и заносчивость из-за роскошной жизни. Поэтому, под словом «тараф», которое порицается Кораном и запрещается Аллахом, подразумевается именно высокомерие от роскошной жизни и вызывающее поведение, а отнюдь не сама роскошь. Поэтому будет ошибкой считать, что Аллах запретил наслаждение богатством и тем, чем Он наделил.
Передает имам ат-Тирмизи от Абдуллаха ибн Умара, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах желает видеть след Своей милости на Своём рабе», то есть, Аллах любит видеть то, что Его раб наслаждается милостью Аллаха и довольствуется тем, чем одарил его Господь миров. Однако Аллах ненавидит высокомерие, распутство и вызывающее поведение. Ислам запретил именно порочное поведение богатого человека, но не само его богатство.
Также передаются слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): “Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте садака, избегая исрафа и высокомерия“ (имам аль-Бухари).
Религия Всемогущего Аллаха призывает к умеренности и быть далёким от скряжничества и расточительства. Такие понятия в поведении человека и его расходовании как «необходимость» и «полезность» должны помочь человеку избежать исрафа. Если люди будут придерживаться предписаний морали скромности, что есть в Исламе, то они защитят себя и свои семьи. Все предписания и нормы веры не одобряют чрезмерную скупость, но и чрезмерную расточительность.