Всё это является запретным. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не впал в заблуждение народ, после того, как Всевышний наставил его на истинный путь, кроме как из-за ссор» (Ат-Тирмизи, Ахмад).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Не станет полной вера раба, пока не откажется он от лжи в шутках и от споров, даже если будет говорить правду» (Ахмад).
Билял бин Са‘ад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если увидишь упорствующего, спорящего и восторгающегося собственным мнением человека, то знай, что понес он полный ущерб». Ибн Абу Лайля (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не стану спорить со своим товарищем, ибо, делая это, я либо опровергаю его слова, либо заставляю его гневаться».
И невозможно счесть высказываний людей, порицавших споры и препирательства.
Спором считается всякое возражение тому, что говорят другие, связанное с указанием на недостатки формы, смысла или цели сказанного кем-либо. Таким образом, отказ от споров представляет собой отказ от отрицания и возражений, ибо любое истинное слово, которое ты услышишь, тебе следует подтвердить, если же оно будет ложным, но не связанным с делами религии, тебе следует промолчать.
Когда возникает спор по какому-либо вопросу, имеющему отношение к знанию, необходимо либо хранить молчание, либо задавать вопросы для того, чтобы получить пользу, но не следует задавать их из упрямства или желания сделать кому-нибудь назло. Можно также постараться мягко объяснить другому, что он неправ, но не надо делать ничего, если делаться это будет только для того, чтобы опорочить другого. Если же цель состоит в том, чтобы заставить кого-нибудь замолчать или показать несостоятельность человека с помощью поношения его слов и объявления его самого неспособным и невежественным, то это является запретным спором, и только молчание может уберечь от такого греха. В благородном хадисе передается: «Кто оставит спор с другим, будучи сам неправ, тому Аллах построит дворец в предместьях Рая. А тому, кто оставит спор, будучи прав, Аллах построит дворец на самой высокой части Рая» (Ат-Тирмизи, Абу Давуд).
К подобному побуждает не что иное, как высокомерие, проявляющееся в стремлении продемонстрировать другим собственные знания и превосходство, и нападки на другого человека, что выражается в стремлении показать его недостатки, однако оба этих качества являются губительными. Споры неотделимы от нанесения обид и оскорблений друг другу. Каждый пытается всеми правдами и неправдами доказать свою правоту. Спорщики любыми средствами стараются опорочить друг друга. Итогом является ссора. Средством лечения такого недуга является подавление высокомерия, которое побуждает людей показывать свое превосходство перед другими.