Этика учителя по отношению к учащимся
Учителю следует придерживаться определённых правил поведения во взаимоотношениях с его учениками.
Так, например, он должен проявлять сострадание и относиться к ним как к собственным детям, не требуя за дополнительное обучение особой платы и не стремясь ни к награде, ни к благодарности, но обучая их ради Аллаха и не считая, что он делает своим ученикам одолжение. Напротив, он должен считать их заслугой то, что они подготовили свои сердца для приближения к Всевышнему Аллаху, так как они восприняли знания своими сердцами и благодаря этому уподобились человеку, который готовит землю для того, чтобы её возделывали другие. Учитель должен стремиться к получению вознаграждения от Аллаха, и поэтому в давние времена наши праведные предки не принимали никаких подарков от тех, кого они обучали.
Учитель должен давать своему ученику все советы, какие он только сможет, и всеми силами удерживать его от проявления дурных нравственных качеств, прибегая к помощи намёков, а не порицания, так как порицание умаляет достоинство человека.
Учитель должен обращать внимание на степень понимания и умственные способности своего ученика, не предлагая ему того, что он не сможет понять и усвоить.
Учитель должен применять свои знания на практике, чтобы его слова не противоречили делам.
Он должен терпеливо переносить всё то, что исходит от его учеников, быть снисходительным, не вести себя с ними горделиво, предпочитать скромность, находясь в обществе и на собраниях, оставить в стороне игры и шутки, проявлять мягкость к ученику и быть терпеливым к высокомерному, исправлять неуспевающего добрым наставлением, не сердиться на него. Учитель не должен считать ниже собственного достоинства ответить на вопрос, сказав «не знаю», ему необходимо обратить полное внимание на спрашивающего и глубоко вникнуть в суть вопроса, соглашаться с правильными доводами других, следовать истине, возвращаясь к ней при допущении ошибки.
Он должен предостерегать ученика от любых наук, вредящих ему, предупредить его о том, чтобы, приобретая полезные знания, он не преследовал иных целей, кроме довольства Всевышнего Аллаха. В богобоязненности он должен быть прежде всего требовательным к себе, чтобы ученик, во-первых, следовал его действиям, а во-вторых, получал пользу от его слов.
Таковы правила, которые должен соблюдать учитель.