Не подпусти к себе болезнь Иблиса

28 Февраль 2014
5818

«Больше находитесь с больными и немощными, бедными и нуждающимися»

Одной из болезней сердца является высокомерие (кибр). Согласно Шариату, она проявляется тогда, когда человек не считается с мнением людей. Началом высокомерия является чувство превосходства над другими. Относительно этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай тот, в чьём сердце присутствует хотя бы доля высокомерия». Это не означает, что такой мусульманин вовсе лишится Рая, нет, но прежде он должен будет полностью искупить своё высокомерие.

Высокомерие – болезнь Иблиса, из-за которой он из верного слуги Аллаха превратился в проклятого шайтана. Высокомерие приводит к заблуждению или отвержению религии. Этой болезнью были поражены и сыны Израиля, считавшие себя «избранным народом». Подобным примером в истории человечества служит фашизм. Если не избавиться от этой болезни, то она может стать причиной заблуждения, как это было с Абу Джахлем, в душе которого кипели зависть и высокомерие, и он поклялся вредить Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) до конца жизни. Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) явились иудеи, решившие проверить его истинность как Посланника Божьего. В Торе приводилось полное описание его внешнего вида, цвета глаз, волос и так далее. Но, даже убедившись в соответствии написанного с реальностью, они решили, что не могут принять величие человека, произошедшего из другого народа. Ими владели высокомерие и самовозвеличивание, приведшие их к заблуждению.

Высокомерие в сердце верующего влияет на его нафс. Он начинает заблуждаться в понимании изречений Пророка (мир ему и благословение Аллаха), аятов Корана, а также знамений Аллаха. Всевышний Аллах не любит высокомерие и говорит в Коране, что неуверовавших и высокомерных людей Он отведёт от понимания знамений, то есть от пути Истины. В сердцах таких людей присутствует постоянное беспокойство, их одолевают проблемы. Они ждут всеобщего уважения, а не добившись этого, относятся к другим с неприязнью.

Высокомерие не позволяет верующему видеть собственные недостатки, а если на них указывают со стороны, то он не реагирует и постоянно остаётся с ними. Великий Аллах говорит в Коране: «Не сообщить ли вам о людях, чьи деяния бесполезны? Это люди, которыми владеет высокомерие». Этот недостаток отражается не только на отдельных людях, но и на обществе в целом. Больные подобной болезнью не могут надеяться на помощь Аллаха, так как Он не любит высокомерных. Всевышний, говоря о сподвижниках Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Коране, сказал: «Они не высокомерны при обращении друг с другом и ведут себя скромно, а с врагами – соответственным образом».

Причиной возникновения высокомерия может быть следующее:

– если дети выросли в семье высокомерных родителей, они с ранних лет привыкают к проявлению этого чувства;

– частая похвала также способствует появлению высокомерия. Нельзя хвалить человека, наделяя его качествами, которых у него нет. Похвала должна быть правдивой. Человек, которого хвалят, не должен быть высокомерным. Однажды женщина остановила сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умара и сказала: «Раньше ты был Умайраном, который играл с детьми на базаре. Затем ты стал Умаром. А теперь ты – повелитель правоверных. Будь богочтивым и не гордись!» Окружающие возмутились: «Почему ты терпишь её слова?» Умар же, выслушав до конца, ответил: «Это женщина, которую слушает Аллах»;

– дружба с высокомерными людьми. В хадисе сказано: «Ты подобен тому, с кем дружишь»;

– если человек, достигнув определённого уровня, забывает Того, Кто даровал ему всё это. Такой человек начинает приписывать себе все достижения, подобно Каруну, ставшему во времена пророка Мусы (мир ему) самым богатым человеком. Когда люди посоветовали ему раздавать больше милостыни, он ответил, что всё заработал благодаря собственному уму и усердию;

– если человек, чей ум ещё не созрел, считает себя всезнающим. Может случиться так, что человек, не получивший должного воспитания, займет высокое положение и не будет прислушиваться к советам и замечаниям окружающих;

– когда человек не знает или забывает о своём предназначении на этом свете. Он забывает, что все люди сотворены из земли и вернутся в неё;

– от излишнего внимания со стороны других людей;

– когда человек сравнивает себя с другими по уровню богатства и считает, что блага или положение, которыми его наделил Аллах, вечны и зависят только от него. Необходимо, наоборот, всегда быть благодарным Аллаху;

– когда человек считает, что он наделён лучшими качествами, нежели другие, и уверен, что он сделал гораздо больше, чем другие. Поэтому богословы говорят: «Не тот лучше, кто сделал больше, а тот, кто честен и справедлив»;

– если человек не ведает о причинах возникновения собственного высокомерия.

Внешние проявления высокомерного человека:

– горделивая и надменная походка, выделяющая его среди других;

– совершение нечестивых поступков во вред другим, издевательства и так далее;

– видимость важности при разговоре с людьми;

– ношение особенной одежды с целью выделиться и быть замеченным;

– любовь к почитанию и восхвалениям;

– желание, чтобы люди, приветствуя его, вставали;

– стремление быть впереди всех во всём.

Плоды высокомерия:

– высокомерный человек не получает пользы ни от Ислама, ни от Корана, ни от Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В Коране Аллах говорит о таких людях, что Он отведёт их от пути Истины;

– у человека нет спокойствия в сердце. Аллах говорит, что Он сделает так, чтобы такой человек не чувствовал удовлетворения;

– его всегда сопровождают проблемы и недостатки. Аллах говорит, что подобные люди считают, что поступают хорошо, а сами заблуждаются.

Высокомерие может привести человека в ад, в зависимости от того, насколько он далёк от Истины. Говоря однажды об обитателях ада, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отметил, что среди них есть и высокомерные.

Способы лечения высокомерия

Любой разумный и сознательный человек может избавиться от болезни высокомерия. Существует 14 способов излечения от этого недуга:

– прежде всего, человек должен осознать, что болен подобной болезнью, и это – начало излечения, ибо многие, не ведая об этом, продолжают совершать высокомерные поступки;

– такому человеку полезно посещать больных, особенно тех, кто находится при смерти. Зная их прежде сильными и здоровыми, он увидит их в таком состоянии и невольно задумается о себе. Он начнёт понимать, что ничто не вечно – ни богатство, ни сила, ни красота, а значит, не стоит гордиться этим;

– оградить себя от больных подобной болезнью, ибо она заразна, как эпидемия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Водите дружбу только с богобоязненным и пусть вашу еду вкушает только богобоязненный». Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал: «Больше находитесь с больными и немощными, бедными и нуждающимися». Когда он совершал дуа, то просил специально приглашать бедных и немощных, так как из жалости к слабым и больным Аллах может помиловать и всех остальных людей;

– постоянно размышлять, чтобы дойти до Истины. Размышляя, высокомерный человек может понять себя и свои недостатки, своё изначальное происхождение и равенство с другими людьми; не забывать о жизни высокомерных людей, чтобы помнить, к какому концу те пришли;

– стремиться к знаниям, так как невежество – тьма, скрывающая наши недостатки, а знание – свет, освещающий все наилучшие качества;

– необходимо проявлять старание и усердие для избавления от высокомерия, совершая поступки, которые раньше казались недостойными тебя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам чинил свою одежду и обувь;

– необходимо чаще поститься, ибо голод помогает лучше понять бедных людей;

– совершать больше молитв, показывая свою покорность Всевышнему, ибо, молясь, человек припадает лицом к тому месту, куда ступали ноги других, и этим он побеждает своё высокомерие. Частое пребывание в мечети сближает с разными людьми, поэтому в доме Аллаха все верующие равны, независимо от занимаемого положения в обществе, накопленных богатств и происхождения;

– посещение кладбищ помогает избавиться от высокомерия, ибо, находясь там и думая о смерти, человек осознаёт тленность этого мира;

– необходимо попросить прощения у людей, которые были обижены, ведь именно высокомерие не позволяет сделать это. Высокомерный человек не признаёт ошибки. Когда Умар был повелителем правоверных, он хотел уменьшить махр невесты, но одна женщина возразила ему, сказав, что он ущемляет их права, и он признался: «Права эта женщина и не прав Умар»;

– видя высокомерного человека, не унижаться перед ним, так как унижение увеличивает его высокомерие. В Коране сказано, что нет различия между людьми, кроме как в богобоязненности;

– постоянное стремление приблизиться к Аллаху путём совершения благих поступков: раздачи милостыни, посещения мавлидов и могил умерших, и дополнительного поклонения Всевышнему через чтение Корана, зикров, вирдов;

– совершать ежедневный самоотчёт и постоянно просить Аллаха избавить от болезни высокомерия, дабы она не стала хронической.

Да поможет Аллах всем нам излечиться от этой болезни Иблиса, когда мы, подобно шайтану, даже видя истину, не признаём ее. Аминь!

Рисунок Айны Леон

Магомед Гамзатов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.