Как уберечь человека от уподобления четвероногим?

25 Март 2014
1302

Всевышний Аллах возложил на плечи родителей и педагогов большую ответственность за воспитание детей. Детство играет особую роль в жизни человека, поскольку в это время закладываются основы его физического, эмоционального и умственного роста. Человек является продуктом окружающей его среды, и как поэт говорил: «Мальчик придерживается того, что привил ему отец, пока он был ещё мал». Таким образом, когда для этого зелёного ростка находится подходящая среда, свободная от загрязнения и паразитов, он вырастает в прекрасное дерево, корни которого крепко держат его на земле, а ветви достигают небес и которое приносит свои плоды во всякое время.

Плоды хорошего воспитания достигаются ценой огромного труда и заботы, плохое же воспитание может стать причиной печали и горя. Поэтому Ислам призывает мусульман воспитывать своих детей с самого раннего детства, с первых дней жизни, учитывая при этом следующие аспекты воспитания:

• религиозное воспитание;

• нравственное воспитание;

• физическое воспитание;

• интеллектуальное воспитание;

• психологическое воспитание;

• социальное воспитание;

• половое воспитание.

В этой статье мы подробно рассмотрим религиозное воспитание

Под религиозным воспитанием мы подразумеваем приобщение ребёнка с самого рождения к Иману (Вере), обучение его столпам Ислама и основам Шариата.

Иман – это вера во Всевышнего Аллаха, в Его ангелов, в Его книги и в Его пророков, в Судный день и в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Столпы Ислама – это все телесные и материальные формы поклонения: аш-шахадат[1], пятикратный намаз, пост в месяце Рамадан, закят, хадж, (паломничество) если будет возможность финансово и безопасность в пути.

Принципы Шариата – это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества. Это всё, что связано с учением Ислама, с его теоретической стороной, моралью, законодательством и т. д.

Воспитание человека наиболее эффективно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы закладываются основные стороны личности. Природа человека такова, что легче всего он поддаётся обучению в нежном возрасте. Чем взрослее ребёнок, тем этот процесс становится сложнее. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но, если оно уже выросло, сделать это невозможно.

Как мы знаем, все дети рождаются с присущей природе человека верой в существование Единого Бога. В священном Коране говорится (смысл): «Обрати же свой лик к религии, верной – по устроению Аллаха»[2]. Согласно этому аяту Ислам является естественной религией человека, религией, истинность которой подтверждает сама человеческая природа.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Все дети рождаются на “фитре”, родители их делают христианами, иудеями или многобожниками»[3].

«Фитра» означает, что дети появляются на свет готовыми принять всё. Иными словами, ребёнок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без ложных, навязанных представлений и страстей. Детские непорочные души подобны чистому листу бумаги. Родители дают детям представление об окружающем их мире, выбирают им религию. Поэтому именно они несут полную ответственность за будущее ребёнка перед Всевышним Аллахом.

Вот несколько советов по воспитанию богобоязненного ребёнка:

1. Надо прививать детям веру в Аллаха, в Его могущество, приучая их размышлять о Его творениях, сея при этом в их душах любовь, богобоязненность, покорность Аллаху. В Священном Коране говорится (смысл): «Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывёт по морю, в том, что полезно людям в воде, что Аллах низвёл с неба и оживил ею землю после её смерти, и рассеял в ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке, подчинённом между небом и землёй, знамения людям разумным!»[4].

2. Необходимо утвердить в сознании ребёнка то, что Всевышний смотрит на него, что Он знает всё тайное и явное. Ребёнок должен чувствовать, что его поступки, мысли и чувства контролирует Всемогущий Творец.

Что касается ответственности перед Аллахом за свои поступки, то родители должны воспитать в ребёнке чистоту намерений в мыслях, словах и деяниях. Так, чтобы его целью было довольство Всевышнего, родители обязаны убеждать ребёнка, что Аллах не примет от него никаких деяний, если его намерения не направлены на достижение довольства Аллаха. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Поистине, за каждое дело воздастся по намерению»[5].

Также сообщается, что Пророк (мир ему и благословление) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний не примет деяний верующего, кроме тех, в которых он чистосердечен и желает довольство Аллаха»[6].

3. Родители и воспитатели должны приучать ребёнка думать так, чтобы его мысли принесли пользу ему самому и обществу. Надо постараться, чтобы его сердце и разум следовали всему тому, с чем пришёл наш Пророк (мир ему и благословление).

Имам аль-Газали[7] пишет в своей знаменитой книге «Ихья», что Сахл бин Абдуллах ат-Тустури рассказал: «Когда мне было три года, я ночью вставал и приглядывал за моим дядей Мухаммадом бин Савваром. Однажды дядя сказал мне: “Ты не поминаешь Аллаха, который тебя создал?” Я спросил: “ Как поминать Его?” Он ответил: “Когда ты ляжешь спать, скажи про себя трижды: «Аллах со мной. Аллах смотрит на меня. Аллах мой свидетель»”. Я трижды повторял эти слова про себя каждую ночь. Потом дядя сказал: “Увеличивай повторение до 7, а потом – до 11раз”. Я повторял эти слова каждую ночь и привык к ним. Через год дядя сказал: “Запомни эти слова и повторяй их до самой смерти. Они помогут тебе в этом мире и на том свете. Будет ли тот, с кем всегда Аллах, Который смотрит на него, грешить? Остерегайся грехов”».

Благодаря наставлениям дяди, вселившего в его душу смысл Имана и ощущение близости Всевышнего, Сахл стал великим учёным и шейхом.

4. Ребёнка следует с раннего детства обучать истинной религии. Надо открыть перед ним мир Священного Корана, читая его с ним, поощрять совершение намаза, то есть учить основам Ислама и Имана. Таким образом он с детства будет связан с Исламом и не будет знать другой системы воспитания. Только в этом случае у него не будет другого руководителя, кроме Корана, другого идеала, кроме Пророка Мухаммада (мир ему и благословление).

Абдуллах ибн Амру бин аль-Ас (да будет доволен им Аллах) приводит, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Приучите своих детей совершать намаз с семи лет, и наказывайте их с десяти лет, если они не совершают его, и отделите мальчиков и девочек в постели»[8].

5. Внушение ребёнку с детства формулы: «Нет божества, кроме Аллаха». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что Мухаммад (мир ему и благословление) поведал: «Первое, чему вы должны учить своих детей, – это слова “Нет божества, кроме Аллаха”»[9].

6. С раннего детства ребёнку надо разъяснить нормы разрешённого и запретного. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передаёт от Посланника Аллаха (мир ему и благословление): «Будьте покорны Аллаху, бойтесь его ослушаться. Велите своим детям следовать приказам Аллаха и остерегаться запретов. Это – защита им и вам от Ада»[10].

7. Приучать любить Аллаха, любить Пророка (мир ему и благословление), читать Коран.

Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословление) сказал: «Учите ваших детей любить Пророка, его семью и читать Коран»[11].

8. Ребёнок должен знать о жизни лучшего из людей – Мухаммада (мир ему и благословление), его сподвижников, о знаменитых личностях в истории Ислама. В результате он вырастет гордым за свою историю и религию, его душа будет всецело связана с Кораном.

Саад бин Ваккас сказал: «Мы учили наших детей житию Пророка (мир ему и благословление) так же, как сурам Корана».

Имам аль-Газали в своей знаменитой книге «Ихья» пишет: «Мы должны учить детей Корану и хадисам Пророка (мир ему и благословление), рассказывать им о доблестных людях, а затем учить некоторым религиозным нормам».

Суть вышесказанного заключается в том, что идейное (религиозное) воспитание – это то, что исправляет отрицательные стороны человеческой души. Без этого не бывает ни добра, ни стабильности. Поистине, дети должны привыкнуть к тому, чтобы охваченные восприятием Бога, они чувствовали везде Его присутствие, боялись Его, Справедливейшего Творца, наказывающего за содеянное зло, не допускали ничего дурного. С другой стороны, они должны любить Его, Милостивейшего, Воздающего за добро. Они должны учиться поклоняться Ему, призывать и хвалить Его, ожидая от Него милосердия и в жизни, и после смерти. Мы должны учить наших детей стараться не упускать ничего из угодного Ему и, таким образом, пребывать под постоянным взором Аллаха.

О связи религиозного воспитания с нравственностью свидетельствуют и великие личности.

Известный французский учёный Вольтер пишет: «Почему вы сомневаетесь в Боге? Если бы не Он, то моя жена изменяла бы мне, а мой служащий обворовал бы меня»[12].

Светлана Аллилуева, дочь Сталина, пишет: «Истинная причина оставления мною Родины и детей – это религия. Я открыла в себе, что жизнь без веры в Бога – это не жизнь, и что человек нуждается в религии так же, как нуждается в воде и в воздухе».

Известный немецкий философ Кант[13] пишет: «Нравственность прекращает своё существование без трёх убеждений:

1. Наличие Бога.

2. Вечность Духа.

3. Отчёт за свои деяния после смерти».

Из вышесказанного исходит, что вера в Аллаха – основа воспитания ребёнка. Между верой и нравственностью, между убеждением и действиями существует тесная связь. Религиозное воспитание, о котором ведётся речь, – источник всех добрых деяний и совершенства. Ребёнок, не воспитанный на этой основе, не чувствует за собой никакой ответственности. В его жизни не будет нравственного идеала, поэтому он уподобится четвероногим, следуя своим животным инстинктам. Целью его бессмысленной и бесполезной жизни станет наполнение собственного желудка и удовлетворение желаний и прихотей.



[1] Свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Пророк.

[2] Сура «ар-Рум», аят 30.

[3] Приводится у аль-Бухари.

[4] Сура «аль-Бакара», аят 164.

[5] Приводится у имама аль-Бухари и Муслима.

[6] Приводится у Абу Давуда и ан-Насаи.

[7] Абу Хамид, Мухаммад бин Мухаммад ат-Туси (1058–1111), знаменитый учёный-философ, теолог и факих.

[8] Приводится у аль-Хакима и Абу Давуда.

[9] Приводится у аль-Хакима.

[10] Приводится у Ибн Джарира.

[11] Приводится у ат-Табарани.

[12] Франсуа-Мари Вольтер, род. в 1694 г., умер в 1778 г.

[13] Иммануил Кант, род. в 1724 г., умер в 1804 г.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.