Мир этот ничто по сравнению с будущей жизнью
Ислам учит нас, что эта жизнь является временной. Этот мир когда-нибудь закончится для нас, и человечества в целом, но после это начнётся вечная жизнь. Реалии Рая и Ада будут длиться вечно, поэтому наша самая важная цель в этой жизни - готовиться к будущей жизни, выполняя повеления Всевышнего Аллаха.
Опыт мирской жизни почти ничего по сравнению с будущей жизнью. Пророк (мир ему и благословение) даёт нам понять разницу между этой жизнью и вечной.
Передают со слов аль-Муставрида аль-Фахри, что Пророк (Мир ему и благословение) сказал:
ما مثل الدنيا في الآخرة إلا مثل ما يجعل أحدكم إصبعه في اليم فلينظر بم يرجع
«Клянусь Аллахом, (чтобы узнать,) что такое мир этот по отношению к миру вечному, пусть любой из вас сунет палец в море и посмотрит, что он оттуда вытащит» (Сахих Муслим).
Поэтому люди Рая и Ада скоро забудут все удовольствия или трудности, которые они испытали в мире.
Анас ибн Малик сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
يؤتى بأنعم أهل الدنيا من أهل النار يوم القيامة فيصبغ في النار صبغة ثم يقال يا ابن آدم هل رأيت خيرا قط هل مر بك نعيم قط فيقول لا والله يا رب ويؤتى بأشد الناس بؤسا في الدنيا من أهل الجنة فيصبغ صبغة في الجنة فيقال له يا ابن آدم هل رأيت بؤسا قط هل مر بك شدة قط فيقول لا والله يا رب ما مر بي بؤس قط ولا رأيت شدة قط
«В день воскресения приведут самого благоденствовавшего из обитателей этого мира среди тех, кто попадёт в Ад, и окунут в огонь всего раз. Потом его спросят: “Потомок Адама, видел ли ты когда-нибудь что-нибудь хорошее? Испытывал ли ты когда-нибудь счастье?” Он скажет :“Нет, Господи, клянусь Аллахом!” И приведут того из обитателей Рая, который был самым несчастным в этом мире. Его поместят в Рай, а потом спросят :“Сын Адама, видел ли ты несчастье? Познал ли ты горе?” И он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, я не видел несчастья и совсем не познал горя”» (Сахих Муслим).
Человек, который пережил большие лишения ради Аллаха, скоро забудет все его боли и страдания после того, как он окажется в Раю только на мгновение. И напротив, человек, который имел наибольшее удовольствие в этом мире, скоро забудет всё его счастье после того, как он окажется в Аду лишь на мгновение. Это будет истинная жизнь, а этот мир является лишь средством, чтобы подготовиться к ней, этой истинной жизни.
Аллах сказал нам о людях, которые осознают в День воскресения, что наступила истинная жизнь, и они будут полны раскаяния, потому что они не приготовили никаких добрых дел для их вечной жизни.
يقول يا ليتني قدمت لحياتي
Смысл: «Тогда человек скажет, сожалея и раскаиваясь: "О, если бы я совершал благочестивые деяния в земной жизни, которые могли бы помочь мне в будущей жизни!"» (89:24).
Человек относится к будущей жизни как "Моя жизнь", только когда он поймет, что его жизнь в будущей жизни будет длиться вечно. Он будет огорчён, когда увидит, что он не послал добрых дел вперед для его жизни в Ахирате. Таким образом, нашей самой важной целью в этой жизни должно быть выполнение предписаний Ислама в подготовке к нашей будущей жизни.
Всевышний Аллах в Коране Сказал:
وما هذه الحياة الدنيا إلا لهو ولعب وإن الدار الآخرة لهي الحيوان لو كانوا يعلمون
Смысл: «Это мирская жизнь не что иное, только забава и игра, воистину, дом будущей жизни есть истинная жизнь, если бы они только знали» (29: 64).
Ислам является религией умеренности, поэтому мы должны сбалансировать наши моления, прося добра в этой жизни и в будущей жизни. Пророк (мир ему и благословение) просил Аллаха хорошее в этой жизни, такое как благополучие и здоровье.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
لم تؤتوا شيئا بعد كلمة الإخلاص مثل العافية فاسألوا الله العافية
«Не будет вам дано ничего лучшего после слов свидетельства (т.е. шахада) как благополучие, так просите у Аллаха благополучия!"» (Муснад Ахмад).
Лучшее после веры, которая ведёт в Рай благополучия и лёгкости в мире: Пророк (мир ему и благословение) заповедал нам просить Аллаха о благополучии. Нет вреда в комфорте и удовольствии в этом мире, если это в рамках Ислама.
Однако мусульманину следует прилагать все силы для совершения праведных дел, постоянно остерегаясь и опасаясь наказания Аллаха Всевышнего, слава Ему, а также стремясь больше делать и проявлять больше активности, как поступает путник, проявляющий максимальную осторожность и остерегающийся того, что его задержат в пути и он не достигнет своей цели.
Мирскими делами следует заниматься для того, чтобы удовлетворять потребности своей души и получать от этого пользу, однако мусульманин подчиняет всё это делам мира вечного и стремлению к получению награды Аллаха Всевышнего.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إنما مثلي ومثل الدنيا كراكب ظل تحت شجرة ثم راح وتركها
Воистину, пример этого мира и себя в нем – пример всадника, который ищет тень под деревом, он движется дальше и оставляет его (Муснад Ахмад).
Мы должны вести себя в этом мире, зная, что он в один день подойдёт к концу. Мы должны просить Аллаха о добре и комфорте нашего путешествия в этом мире, но мы должны помнить, что конечным пунктом назначения является День Воскресения и вечная жизнь. Мы должны сделать всё возможное в этой жизни, чтобы выполнять дела богослужения в надежде, что Аллах вознаградит нас блаженством в Раю навсегда.