Знай, что дурные мысли являются столь же запретными, как и дурные слова. Таким образом, тебе не только запрещается рассказывать одним людям о недостатках других, но даже плохо думать о своём брате. В данном случае я имею в виду убеждённость сердца и его решение относительно того, что другому человеку присуще нечто дурное, если же говорить о случайных мыслях и обычных речах души, то это простительно. Запретными являются подозрения, представляющие собой то, чему доверяет душа и к чему склоняется сердце человека, а Аллах Всевышний сказал (смысл): «O те, кто уверовал! Избегайте частых подозрений (ведь), поистине, некоторые подозрения греховны...» (Сура «Аль-Худжурат», аят 12).
Причиной этого запрета является то, что о тайнах сердец осведомлён один лишь Знающий о сокрытом, а это значит, что ты не должен приписывать другому ничего дурного, если только это не станет настолько очевидным, что двух мнений об этом составить будет невозможно. Если же однозначно судить об этом будет нельзя, значит, подобные мысли внушает тебе шайтан, но ты не должен верить ему, ибо он является самым нечестивым из нечестивых.
Аллах Всевышний сказал (смысл): «О те, кто уверовал! Если нечестивец принесет вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (правда ли это), чтобы по неведению не повредить (каким-нибудь невинным) людям ...» (Сура «Аль-Худжурат», аят 6).
Следовательно, каждый раз как шайтан станет внушать тебе дурные мысли о человеке, тебе следует отвергать их, исходя из того, что истинное состояние его тебе неведомо, а тому, свидетелем чего ты стал, можно дать как хорошее, так и дурное истолкование. Если же ты спросишь: «Каким же образом можно узнать об убеждённости сердца, когда возникают сомнения, а душа ведёт свои речи?» - мы ответим: «Признаком убеждённости становится то, что состояние сердца изменяется, и оно уже не относится к другому человеку так же, как прежде, в определённом смысле избегая его, тяготясь его обществом и отказываясь проявлять о нём заботу, оказывать ему уважение и огорчаться из-за него». Выход из подобного положения состоит в том, чтобы человек не делал ничего этого, иначе говоря, в том, чтобы он не был убежден в этом и не предпринимал никаких действий, и чтобы это никак не отразилось ни на его сердце, ни на прочих частях тела. Шайтан может внушать тебе, что причиной дурных мыслей о людях является твоя проницательность, способность схватывать на лету и сообразительность, а также то, что верующий видит благодаря свету Аллаха Всевышнего, но если человек предпримет какие-то шаги в этом направлении, значит, видит он под воздействием обольщения и мрака шайтана. Таким образом, если ты увидишь заслуживающее оправдания упущение мусульманина, дай ему добрый совет втайне от других, и да не обманет тебя шайтан, и пусть не удастся ему заставить тебя злословить об этом человеке!
Среди прочего дурные мысли о людях побуждают человека заниматься выслеживанием, так как сердце не довольствуется одними только подозрениями, но хочет ещё и удостовериться в их правильности, в силу чего и начинает заниматься этим.
Это также является запретным, ибо Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Избегайте частых подозрений (ведь), поистине, некоторые подозрения греховны, и не выслеживайте и не злословьте друг о друге!» (Сура «Аль-Худжурат», аят 12). Таким образом, в одном аяте объявляются запретными злословие, подозрения и выслеживание. Под выслеживанием подразумеваются действия того, кто не оставляет рабов Аллаха под покровом Аллаха, ухитряясь узнавать то, без знания чего его сердце и его религия были бы в большей безопасности.