Бесконечная хвала Всевышнему Аллаху, Создателю всего сущего, мир и благословение Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), лучшему созданию Всемилостивого Аллаха.
Невозможно представить нашу жизнь без диалогов, бесед и дискуссий. Мы беседуем на маджлисах, в интернете. Диалог, обсуждение чего-либо или кого-либо занимает большую часть нашей жизни, особенно после появления социальных сетей. Но часто ли мы задаемся вопросом, как нужно вести диалог? Все мы мало ли, много ли, но вступаем в дискуссии. А как правильно себя вести в дискуссиях?
Самое важное в любом диалоге – это поставить перед собой конкретную цель, сделать намерение. От нашего намерения будет зависеть и способ ведения дискуссии. К примеру, тот, кто хочет оклеветать кого-либо, очернить, а таких, к сожалению, много, используют ложь, клевету и как правило троллят собеседников. Как мы понимаем, для мусульманина такой метод не годится. Кто-то желает пропиарить своего клиента, использует много лести, вымышленных заслуг и прочей фальши. Этот метод также не подходит мусульманину. Мы часто сталкиваемся с людьми, которые негативно настроены против Ислама, которые имеют ложные представления о шариатских положениях, агрессивно настроены против инакомыслия и прочих явлениях.
Поэтому мусульманин должен поставить перед собой цель, во-первых, заслужить довольство Всевышнего Аллаха, во-вторых, своими словами, поведением, благим нравом призвать людей на истинный путь, подсказать правильное понимание всего происходящего, призвать соблюдать рамки Шариата. Соответственно, первый адаб диалога – правильное намерение.
Основным принципом ведения дискуссий у мусульманина должен быть принцип, заложенный Всевышним Аллахом в Коране:
﴿ ادع إلى سبيل ربك بالحكمة والموعظة الحسنة وجادلهم بالتي هي أحسن﴾ سورةالنحل: الآية 125
«Призывай на путь твоего Господа мудростью и добрым увещеванием и веди с ними спор наилучшим образом» (ан-Нахль, 125).
Все мы знаем хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
أَنَا زَعِيمٌ بِبَيْتٍ فِي رَبَضِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ مُحِقًّا»أخرجهأبوداود (4/253،رقم 4800)
«Я обещаю дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже если он оставит его будучи прав...» (Абу Дауд, № 4800).
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал:
قال -صلى الله عليه وسلم-: ما ضل قوم بعد هدى كانوا عليه، إلا أوتوا الجدل الترمذي (5/378 ،رقم 3253) وقال: حسن صحيح
«Не сбился народ с пути истины, на котором они были, кроме как из-за споров». (ат-Тирмизи, № 3253)
Как же надо вести споры, дискуссии, чтобы не сбиться с истинного пути? Для этого надо придерживаться следующих правил.
Первое правило–говорить только правду. Знайте, что ложь рано или поздно будет разоблачена, а значит, и лжец будет разоблачен. Если мы позволим себе солгать на пути призыва к истине, то вся истина, к которой мы призываем, будет казаться ложью, ибо нет уже к нам доверия.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал:
«Поистине, правда – это спокойствие, а ложь – опасение» (Бухари, № 5743).
Также из хадисов мы знаем, что ложь является признаком лицемеров.
Второе–утверждать лишь то, что знаешь и в чем уверен. К сожалению, некоторые люди позволяют себе утверждать то, что где-то услышали, прочитали на странице какого-то человека в интернете, вычитали в непонятной брошюре. В итоге это приводит к разногласиям, сплетням и ухудшению отношений между мусульманами. А если проанализировать, окажется, что не было нужды в этом утверждении, хотя, возможно, и было сделано это с хорошим намерением. Если мы хотим блага, если хотим призвать людей на правильный путь, мы должны говорить лишь то, в чем уверенны и что можем аргументировать, иначе сделаем только хуже. Если же нет у вас достаточных для дискуссия знаний в обсуждаемом вопросе, лучше всего для вас и для Ислама вообще не пытаться что-то доказать.
Третье– скромность. Высокомерное, надменное отношение к оппоненту никогда не приведёт его на правильный путь. В этом мы можем убедиться на своём примере. Разве позволит нам нафс признать правоту того, кто унижает нас, кто насмехается над нами, даже если он говорит правду? Конечно же, нет. Поэтому мы должны осознавать, что нафс есть у каждого человека, и не нужно стараться сломить чужой нафс, это изначально проигрышный вариант. Надо сломить собственный нафс и быть скромным. Ваша скромность в дискуссии может стать причиной уважительного отношения к вам от оппонента, а начав уважать вас, он уважит и ваше мнение, а может, и согласится с ним.
Четвертое–не позволять оскорбления, ругательства, не переходить на личности. Хотя это правило и входит в предыдущие, я решил выделить их отдельно по той причине, что уж слишком часто мы позволяем себе такое отношение к оппоненту. О греховности этого знает каждый, но мы пытаемся оправдать себя тем, что оппонент якобы заслуживает этого. Знайте, как только мы позволим себе оскорбление оппонента, считайте, что наш даават на этом закончился. Будь мы хоть на тысячи процентов правы, после такого поведения наша правда не будет нужна людям. Сюда же можно отнести и правило: не поддаваться на провокации. Знайте, вас будут провоцировать, добиваться от нас плохого поведения, оскорблений. Как только мы позволим себе это, к дискуссии обязательно подключится ещё один оппонент, который будет вести себя вежливо и указывать на ваше плохое поведение, а люди, наблюдающие за дискуссией, скорее поверят ему, нежели вам.
Пятое– никогда не поддерживать несправедливость, ложь и не допускать двойных стандартов. Мы должны набраться смелости признать ложь ложью, несправедливость несправедливостью, вместо того, чтобы стараться защитить ложь. А вот защищать и пытаться найти оправдание тому, кто поступил несправедливо или совершил грех, от нас требует Шариат. Нельзя путать попытку оправдать с поддержкой. Если ты видишь, что твой единомышленник поступает несправедливо, постарайся исправить его и не допускать при этом двойные стандарты.
Шестое–ясно и четко излагать свое мнение. Чем яснее будет изложено наше мнение, тем короче станет дискуссия, потому что чаще всего она затягивается из-за того, что оппоненты не понимают друг друга. Речь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) всегда была легкой для понимания собеседника.
Седьмое–уметь выслушивать оппонента, понимать его. Если мы не вникнем в суть мнения оппонента, наш ответ ему не будет адекватным и рассеивающим сомнения, а значит, недопонимание увеличится, а дискуссия затянется. Неадекватность нашего ответа выставит нас глупцами, а мнение глупого человека принимать никто не захочет, даже если это истина.
Восьмое–убедитьсяв достоверности информации, прежде чем выдавать её. Часто оппонента ловят на том, что он выдает непроверенную информацию. От того, что нам хочется верить этой информации, она правдой не становится. Всевышний Аллах в Коране сказал:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَىٰ مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ ﴾ سورةالحجرات: الآية 6
«О вы, уверовавшие! Если к вам придёт грешник с вестью, выясните [правда это или ложь]» (аль-Худжурат, аят 6).
Что уж говорить о не мусульманах, если даже информацию, которую приносит совершающий грехи мусульманин, необходимо проверять?
Девятое– не подставлять алимов. Степень познания в религии у всех бывает разной. От познания религии зависит и восприятие людьми информации. Поэтому не всё, что говорят учёные, можно распространять из глубины океана знаний для широкого круга людей. Надо выдавать лишь то, что способен понять каждый человек, независимо от познаний в религии.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал:
وأخرج الأمام مسلم عن ابن مسعود قوله: ما أنت محدثا قوما حديثا لا تبلغه عقولهم إلا كان لبعضهم فتنه
«Если ты будешь разговаривать с людьми о том, что неспособен донести до их разума, то для некоторых из них это станет фитной» (Муслим).
Алимы могут выступать перед аудиторией, которая понимает всё, что он говорит, но, транслируя его выступление в массы, надо фильтровать информацию, особенно когда она подаётся отрывками. Иначе кто-то из-за своего невежества впадёт в сомнения, станет смеяться и издеваться, враждовать, а это для него станет фитной.
Десятое– помнить, что каждое твое слово, твое поведение, твоя мимика и твои намерения, даже твои мысли видит и знает Всевышний Аллах, Свят Он и Велик. Если будешь ощущать на себе взор Аллаха, твое поведение всегда будет соответствующим вышеперечисленным правилам.
Да сделает нас Аллах теми, кто говорит только истину и чьим словам внимают люди.