Все люди подвержены греху, кроме пророков (мир им). Одни люди постоянно совершают нехорошие поступки, «зарабатывая» этим большое количество грехов, а другие, занимаясь поклонением и благими деяниями, зарабатывают вознаграждение и практически не имеют грехов. Однако большинство мусульман, как я предполагаю, грешат, а хорошие поступки совершают не так часто, как хотелось бы.
Но, как мусульмане, мы всегда должны стремиться отдалиться от своей греховной природы и всю жизнь идти к свету Ислама. Если мы не будем совершать благие деяния и не будем отдаляться от греховного, это будет своего рода подспорьем для дальнейших грехов. То есть каждому мусульманину необходимо держать себя под постоянным самоконтролем.
Есть некоторые способы контроля греховной природы человека:
1. знайте своего врага в лицо;
Самая важная стратегия на войне – знать врага в лицо. Чем больше вы знаете о своем враге, тем легче вам достанется победа в этом бою. Одним из самых заклятых врагов на пути поклонения мусульманина является шайтан.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ ۚ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ
(смысл): «О те, которые уверовали! Входите в Ислам полностью [примите все установления религии Аллаха, выполняя все Его постановления, не пренебрегайте ни одним из них] и не следуйте по пути шайтана, когда он призывает вас к совершению грехов! Поистине, он [шайтан] для вас – явный враг!» (сура Аль-Бакара: 208)
Также Всевышний Аллах сказал:
أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَنْ لَا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ ۖ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ
(смысл): «Разве Я не заповедал [завещал] вам через Моих посланников, о потомки Адама [люди], чтобы вы не повиновались шайтану, когда он призывает вас к неповиновению Мне (совершению грехов)? Ведь он для вас враг явный, и как может человек повиноваться своему врагу?» (сура Ясин: 60).
Поэтому нам нужно знать шайтана, что он из себя представляет, и тактику, которую он использует, чтобы увести людей с истинного пути. Также следует знать и о других наших врагах, уводящих людей с пути поклонения.
2. обращайтесь за помощью к Аллаху;
Аллах хочет помочь тебе, Он всегда с тобой. Благодаря намазу мусульманин как минимум пять раз в день имеет прямой доступ к Всевышнему Аллаху. В Коране сказано:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ ۖ إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَىٰ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ
(смысл): «Постоянствуй в совершении намаза, выполняя все его условия и составные части, ведь, поистине, соблюдение намаза таким образом удерживает (совершающего его) от мерзких деяний и неодобряемого (всего греховного)». (сура Аль-Анкабут: 45)
Просыпайтесь каждое утро на утренний намаз, после намаза просите Всевышнего Аллаха, чтобы он защитил вас от искушений этого мира. Далее в течение всего дня и ночи в каждый удобный момент и по каждому случаю делайте дуа. Также делайте дуа после каждого намаза. Потом в конце каждого дня анализируйте свои поступки, умейте признавать свои грехи и просите Аллаха об их прощении, прежде чем лечь спать, и обязательно делайте намерение провести следующий день без грехов.
3. проводите время с Аллахом;
Всё время помните, что вы являетесь созданием и рабом Всевышнего Аллаха. Совершая поклонение Своему создателю, вы не должны ограничиться только пятикратным намазом. Кроме того, у мусульманина масса обязательств перед Аллахом, перед семьей, детьми, обществом… Более того, есть деяния, посредством совершения которых мусульманин может приблизиться к своему Господу и получить за это воздаяние.
Уделяйте время чтению Корана, молитв, дуа, зикра, выполнению вирдов и сделайте это своей привычкой. Это поможет вам оставаться сосредоточенным на Аллахе и отдалиться от грехов.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ
(смысл): «Так поминайте же Меня, совершая поклонение и благие деяния, и Я буду поминать вас, записав за это награду и смыв ваши грехи». (сура Аль-Бакара: 152)
4. избегайте ситуаций, приводящих к греху;
Чтобы избежать грехов, мусульманин должен быть очень осторожным, ему следует избегать ситуаций, которые могут привести его к греху. В фикхе есть даже такое понятие, как «Садд аз-зараи’», что означает – установление преграды на пути какого-либо действия или вещи, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Как считал Малик ибн Анас (да будет доволен им Аллах), поощряемо лишь то, что может привести к добру. Грехи просто не настигнут человека, если он будет избегать ситуаций, способствующих греху.
Всевышний Аллах в Коране также говорит:
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا ۖ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا
(смысл): «И не приближайтесь к прелюбодеянию, избегайте даже причин, которые могут привести к нему, ведь, воистину, прелюбодеяние – мерзость, один из наихудших грехов, и оно скверно, как путь, ведущий в Ад». (сура Аль-Исра: 32)
5. думайте о последствиях;
Одной из главных целей мусульманина является довольство Всевышнего Аллаха, и он совершает все благие деяния, чтобы приблизиться к Аллаху. А грехи – это стена, которая отделяет нас от довольства Аллаха. Кроме всего этого, каждый наш грех записывается ангелом, и придется за него отвечать в Судный день. Также некоторые грехи могут навлечь на вас или ваших близких неприятности на этом Свете.
Если человек спокойно подумает обо всех последствиях греха перед тем, как совершить какой-либо нехороший поступок, вряд ли он осмелится на него, ибо последствия могут быть не самими радостными.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَمَا أَصَابَكُمْ مِنْ مُصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ
«А что постигает вас, о люди, из несчастий в этом мире, то это за те греховные поступки, что обрели ваши руки». (сура Аш-Шура: 30)
То есть вас постигают бедствия за те греховные деяния, которые вы совершили в этом мире, что и подразумевают слова «обрели руки». А в самом Коране было сказано именно так – «обрели руки», потому что большинство деяний совершается руками.
Помните всегда, что Аллах одарил нас здоровым телом и ясным умом не для того, чтобы мы совершали грехи. Мы должны отблагодарить Всевышнего за такие дары, совершая только благие поступки, а неблагодарность за Его дары влечет суровые наказания.
6. думайте об Аллахе;
Всегда и во всем помните, что за вами следят. Всевышний Аллах приставил к вам двух ангелов, которые записывают все ваши деяния, в том числе и ваши грехи. Человек стесняется совершить что-либо предосудительное перед обществом, а Всевышний Аллах и Его ангелы, записывающие поступки и слова людей, более достойны, чтобы их стеснялись.
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ اللَّهَ يَنْهَاكُمْ عَنِ التعرِّي، فَاسْتَحْيُوا مِنْ مَلَائِكَةِ اللَّهِ الَّذِينَ مَعَكُمْ، الْكِرَامِ الْكَاتِبِينَ، الَّذِينَ لَا يُفَارقونكم إِلَّا عِنْدَ إِحْدَى ثَلَاثِ حَالَاتٍ: الْغَائِطِ، وَالْجَنَابَةِ، وَالْغُسْلِ. فَإِذَا اغْتَسَلَ أَحَدُكُمْ بِالْعَرَاءِ فَلْيَسْتَتِرْ بِثَوْبِهِ، أَوْ بِحَرَمِ حَائِطٍ، أَوْ بِبَعِيرِهِ
«Поистине, Аллах запрещает вам оголяться. Постыдитесь ангелов, которые пребывают с вами и записывают. Они не расстаются с вами, за исключением трёх случаев: во время испражнения, осквернения и омовения». (Аль-Баззар)
Каждый ваш поступок взвесьте на весах Шариата, более того, как говорил Имам Аш-Шафии, подумайте перед тем, как произнести каждое слово: принесет ли оно пользу или навредит. Отдаляйтесь даже от мыслей о плохих делах. Мысли о чем-то часто приводят к воплощению этого в жизнь, поэтому не думайте о вещах, которые могут привести к плохому. Вместо этого подумайте об Аллахе и заполняйте свой ум поминанием Аллаха.
7. не забывайте о покаянии;
Истинное покаяние в грехах – это как самое эффективное лекарство от тяжелой болезни. Если у вас случился грех, то покайтесь, и Всевышний Аллах простит вам его.
В Коране говорится:
يا أيها الذين آمنوا توبوا إلى اللّه توبة نصوحاً
«О те, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с истинным покаянием». (Сура «Ат-Тахрим», 8).
Также передаётся, что Убаййа Ибн Кааба (да будет доволен им Аллах) спросили:
«Что же является искренним покаянием (тавба насух)?»
Он ответил: «Я спрашивал про это Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он ответил:
هو الندم على الذنب حين يفرط منك فتستغفر اللّه بندامتك منه عند الحاضر ثم لا تعود إليه أبداً
«Это раскаяние в грехе в то время, когда ты совершаешь его – ты просишь у Аллаха прощения за этот грех, сожалеешь о содеянном в настоящее время и никогда не совершишь подобного впредь». (Ибн Абу Хатам)
Вы должны искренне сожалеть о совершенных вами плохих поступках и быть нацеленным на то, чтобы не предаваться греховному поведению в будущем.
Если мусульманин будет руководствоваться вышеприведенными и другими рекомендациями, которые помогают избежать грехов, ин шаа Ллах, он более не станет совершать так много грехов, как прежде, и у него получится, наоборот, больше благих деяний.