Пророк ﷺ в хадисе, переданном от Укбы ибн ʻАмира, сказал:
لَا تُخِيفُوا أَنْفُسَكُمْ بَعْدَ أَمْنِهَا قَالُوا: وَمَا ذَاكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: الدَّيْنُ
«Не наводите на себя страх, если вы пребываете в безопасности». Сподвижники спросили его: "Как это, о Посланник Аллаха?". Пророк ответил: "Я имею в виду долг"». (Имам Ахмад)
Долг – это тревога ночью и унижение днём, и Пророк ﷺ крайне предостерегал от неуплаты долга. Однажды принесли покойного, и Пророк ﷺ приготовился помолиться за него, но прежде спросил, есть ли на нём долг. Люди ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда Пророк сказал: «Сами молитесь за вашего товарища, я не молюсь за того, на ком есть долг». Сподвижники удивились этому, и один из доблестных сподвижников сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, его долг я беру на себя». Тогда Пророк ﷺ помолился за покойного, потому что его долг перешёл к этому сподвижнику. И все сподвижники (да будет доволен ими Аллах) помолились за ним.
Известно, что после того как Всевышний Аллах даровал победу Пророку ﷺ, и в казне мусульман оказалось имущество, Пророк сказал: «Если кто-то умер, имея долг, я возмещу его». Пророк ﷺ был подобен отцу этой уммы, даже в вопросах выплаты долгов.
Одна из проблем, на которую обратил внимание наш Пророк ﷺ – это неназывание вещей своими именами. Сегодня ростовщичество называют не своим именем. Долг стали считать страховым взносом, общество не знает самой сути этого явления. И таких примеров много – когда в конце концов всё это превращается в долг, в обязательство, это тяжесть для человека.
Благоразумные люди не брали в долг, кроме как в крайних и очень крайних случаях. Но сегодня это стало для нас обыденным делом. Кредиты стало брать легко, это широко рекламируется. Реклама по телевизору, на улицах, на рынках, даже на телефон поступают сообщения с предложениями взять кредит. Приходи и купи большой дом, роскошное будущее жильё, будущую машину – всех призывают прийти и взять взаймы, оформить кредит. Тем временем, каноны религии это крайне порицают – запрещается даже побуждать людей брать в кредит.
Повторимся, в долг берут лишь в крайних, критических случаях. А сегодня люди берут в долг для развлечения, путешествуют в долг или рассрочку. Всего этого следует остерегаться. Человек может пользоваться машиной, которой достаточно для него, купив её за несколько десятков тысяч рублей, чтобы у него оставались средства и его семье было на что решать каждодневные вопросы. А люди покупают очень дорогие вещи, покрывают расходы с зарплаты, однако после ощущают, как долги повисают на шее.
Если человек вынужден делать долги, он должен понимать, что в долг надо брать с намерением вернуть его. Тому, кто берёт в долг, желая потом вернуть, Всевышний Аллах помогает в этом. Того, кто берёт в долг, желая только растратить и не намереваясь возвращать, Аллах погубит. Также человек, который берет в долг, должен всегда думать об этом, пока он его не вернёт.
Представь, что у тебя есть долг и ты хочешь совершить хадж. Совершение хаджа – это один из столпов Ислама. Пока на тебе есть долг, тебе не дозволено совершать хадж, пока ты не вернёшь его или не попросишь у хозяина разрешения на поездку в хадж.
Представьте себе, речь идёт о столпе Ислама! Но его не дозволено выполнять, пока на тебе есть долг. Следовательно, это очень большая ответственность.
Пророк ﷺ в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказал:
مطل الغني ظلم
«Затягивание (выплаты долга) со стороны богатого человека (который имеет возможность выплатить его) есть притеснение (зульм)». (Бухари, Муслим)
Это один из видов притеснения. Зачастую у человека есть возможность вернуть долг, но он не придаёт этому значения, а когда хозяин денег приходит и просит вернуть долг, отвечает «иншааЛлах, иншааЛлах»… Почему? Потому что деньги вложены в оборот, такое часто происходит в компаниях, фирмах.
Пророк ﷺ брал в долг в некоторых случаях, когда это было необходимо. Однажды, находясь в сафаре, он взял в долг у своего сподвижника, а когда они вернулись в Медину, Пророк ﷺ вернул долг и помолился за него. Пророк сказал: «Обязательство долга – его возвращение, хвала Аллаху».
Что же происходит сейчас, как поступают люди? Когда ты просишь обратно свои деньги, складывается впечатление, будто ты скупой человек, будто ты просишь его подать милостыню, и должник возвращает тебе твои же деньги с неприязнью. Да, он возвращает тебе деньги так, словно сделал тебе одолжение, с хмурым лицом. Хотя в действительности он должен тебя поблагодарить, помолиться за тебя, таков этикет заёмщика. Ещё добавим, что когда Пророк ﷺ возвращал долг, он возвращал сверх положенного, оказывая добро.
Этические нормы заемщика
Заёмщику следует проявлять терпение, если у него в грубой форме требуют возврата долга. Однажды к Пророку ﷺ пришёл один бедуин, у которого он брал в долг. Бедуин сказал Пророку: «О Мухаммад, верни мне мой долг. Ты и твоё племя не выплачиваете вовремя долги». То есть этот человек проявил крайнюю бестактность, неэтичность. В этот момент наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) вынул меч и сказал: «О Посланник Аллаха, разреши мне отрубить голову этому лицемеру», и Пророк сказал ему: «О Умар, тебе следовало напомнить мне о погашении долга в своё время, а ему сказать, чтобы он потребовал оплату в почтительной форме».
Обратите внимание – это тот момент, когда нужно проявить добро. Давать деньги в долг – достойное деяние.
Возвращать долг, как и брать в долг, тяжело, а вот давать в долг – достойное дело. От Абу Умама передаётся, что человек вошёл в Рай и увидел, что на его вратах написано: «За милостыню награда умножается в десять раз, а за предоставление долга – в восемнадцать раз». За это даётся великая награда!
В достоверных хадисах от Пророка ﷺ передаётся, что человек из Бану Исраил встанет перед Аллахом в судный день, его деяния взвесят и не найдут ни одного благого дела. Его соберутся отправить в Ад, и тогда Всевышний спросит: «Какое хорошее деяние есть у тебя?» Он ответит: «Нет ни одного хорошего деяния, но я предоставлял в долг и давал отсрочку. То есть когда приходил нуждающийся человек, я предоставлял средства в долг и ждал, пока он сможет их мне вернуть». Тогда Всевышний Аллах скажет: «Мы более достойны давать отсрочку, чем ты. И Мы более достойны быть щедрыми, чем ты». Как этот человек прощал должников и давал им отсрочку, так и Всевышний простит его и введёт в Рай, несмотря на то, что он не совершал благих дел.
Передаётся от Пророка: «Кто предоставит отсрочку тому, кто находится в трудном положении, или простит ему его долг, или облегчит, скостив часть долга, того Всевышний расспросит в Судный день лёгким образом». В другой версии говорится: «Такой человек будет под тенью Арша в тот день, когда не будет никакой другой тени».
В другой прекрасной версии хадиса сообщается: «Тому, кто даст отсрочку заёмщику, будет записана такая награда, как если бы он каждый день подавал эту сумму в качестве милостыни». Представь себе, если ты предоставишь в долг десять тысяч рублей, и наступит срок возврата долга, а ты проявишь терпение и скажешь: «Всё хорошо, я даю тебе ещё месяц» – это равносильно тому, как если бы ты каждый день подавал милостыню в размере десяти тысяч рублей. И так, каждый день проявляя терпение, ты получаешь награду.
Всё это является великим достоинством в долговых делах: оказание помощи людям, предоставление отсрочки находящемуся в трудном положении, прощение и терпение.
Тот, кто желает жить прекрасным образом в этом мире и ещё лучше – в мире ином, пусть глубже вникнет в смысл слов: «Если вы любите Аллаха, следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас».
Стенограмма проповеди Мухаммада Ас-Сакафа