Что говорил Посланник Аллаха ﷺ о противодействии коррупции

23 Апрель 2019
7036

Из-за разгула коррупции многие страны мира не могут развиваться и преодолеть экономический кризис. Неудивительно, ведь злоупотребление властью и ресурсами со стороны государственных служащих препятствует экономическому прогрессу.

Коррупция – это злоупотребление человека своим служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц.

Несправедливое отношение чиновников к гражданам и недобросовестное исполнение должностных обязанностей отталкивает простых граждан от власти и государства. Это также лишает бизнесменов желания инвестировать средства в развитие своей страны.

Коррупция есть и в нашей республике. Об этом свидетельствуют аресты и увольнения лиц, занимавших высокие и не очень высокие должности в правительстве республики и в муниципалитетах.

К великому сожалению, коррупция получила широкое распространение и среди мусульман. В связи с этим кто-то может подумать, что в исламской культуре есть что-либо, способствующее коррупции. Ответ такому человеку однозначный: «Нет». Наоборот, коррупция имеет место, когда мусульмане, являющиеся гражданами того или иного государства, не исполняют предписания религии. Процветание коррупции в обществе мусульман свидетельствует о том, что они недостаточно верны сути исламского учения.

В Исламе каждому человек вменено в обязанность пресекать любые злоупотребления властью и положением. В таких случаях разрешается даже хула, если иным путём добиться намеченной цели невозможно.

О необходимости противодействия коррупции и запрете всех деяний, связанных с коррупцией, очень много пишут в своих трудах учёные-богословы прошлого и современности. Многочисленные хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются примерами того, как Ислам боролся с коррупцией.

Согласно известному хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха), каждый правитель, глава, начальник, директор – любой гражданин, занимающий должность и от которого зависит благополучие людей, несёт персональную и коллективную ответственность за их благополучие, за свои действия и за своё бездействие.

Со слов Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха говорил:

كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ : الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ في بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْؤُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا ، وَالخَادِمُ رَاعٍ في مال سيِّدِهِ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَكُلُّكُمْ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем и ответственен за свою паству. Мужчина в своей семье является пастырем и ответственен за свою паству. Женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа, и она ответственна за свою паству. Слуга является пастырем в имуществе (деньгах) своего хозяина, и он несёт ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастырем, и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству». (Бухари, 893, 2409; Муслим, 1829)

В этом мире многим удаётся уйти от ответственности, используя коррупционные схемы, свою власть и положение в обществе. Однако в Ахирате каждому человеку, какие бы высокие должности он ни занимал, непременно придётся держать ответ перед Всевышним за всё содеянное.

В хадисе, который передают Бухари, Муслим и другие, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха сказал:

فَإنَّ اللهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُمْ

«А Аллах обязательно спросит с них (правителей) за всё то, что Он вверил им». (Бухари, 3455; Муслим, 1842; Ибн Маджах, 2871; Ибн Хиббан, 4555, 6249)

Следовательно, если такой человек, осуществляя свои полномочия, был несправедлив и не исполнял свои обязанности добросовестно, его ждёт страшная кара – наказание в огне Ада, а Рай для него станет запретным.

От Абу Я’ля Ма’киль бин Ясара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал:

 مَا مِنْ أميرٍ يلي أمورالمُسْلِمينَ ، ثُمَّ لا يَجْهَدُ لَهُمْ وَيَنْصَحُ لَهُمْ ، إِلاَّ لَمْ يَدْخُلْ مَعَهُمُ الْجَنَّةَ

«Любой властитель, который будет управлять делами мусульман, но не станет ни трудиться изо всех своих сил ради их блага, ни сердечно относиться к ним, не войдёт с ними в Рай». (Бухари, 7151, Муслим, 142, Ибн Хиббан, 4495)

В той версии этого хадиса, которую приводит только Бухари, сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

فَلَمْ يَحُطْهَا بِنُصْحِهِ لَمْ يَجِدْ رَائِحَةَ الجَنَّة

«… а он не станет проявлять сердечного отношения к ним, не ощутит даже запаха Рая».

Посланник Аллаха сам не допускал бессердечного отношении к своим сподвижникам и не любил тех, кто так поступает. Более того, Пророк обращался к Всевышнему Аллаха с мольбой, чтобы Он был суров к тем, кто сурово относится к людям, которые вверены ему.

От матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

 سَمِعْتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم، يقول في بيتي هَذَا اللَّهُمَّ مَنْ وَلِيَ مِنْ أمْرِ أُمَّتِي شَيْئاً فَشَقَّ عَلَيْهِمْ ، فاشْقُقْ عَلَيْهِ ، وَمَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئاً فَرَفَقَ بِهِمْ ، فَارفُقْ بِهِ

«Я слышала, как посланник Аллаха , находившийся в моём доме, сказал вот что: “О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины, и будет суров с ними, и будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним”». (Муслим, 1828; Ибн Хиббан, 553)

В этом хадисе Пророк высказал тем, кто получил хоть какую-то власть над людьми, строжайшее предостережение не причинять им затруднения и побуждение быть доброжелательными к ним.

Следуя Сунне Пророка , его сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) предупреждали правителей, наставляли их и доносили до них слова Посланника Аллаха , в которых он предостерегал власть имущих от коррупции.

Сообщается, что однажды сподвижник Пророка , отличавшийся праведностью, ‘Аиз бин ‘Амр (да будет доволен им Аллах) явился к ‘Убайдуллаху бин Зийаду (наместнику Басры, управлявшему городом при омейядском халифе Язиде Ибн Му’авийи), и сказал ему:

أيْ بُنَيَّ ، إنِّي سَمِعْتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم ، يقول : إنَّ شَرَّ الرِّعَاءِ الحُطَمَةُ فإيَاكَ أن تَكُونَ مِنْهُمْ

«О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха сказал: “Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость”, – так остерегайся же оказаться одним из них!» (Муслим, 1830; Ибн Хиббан, 4511)

С целью предотвращения личной заинтересованности государственных служащих и с целью противодействия коррупции Посланник Аллаха не назначал на должности тех, кто лично просили назначить его на ту или иную руководящую работу, особенно если он не обладал необходимыми для руководителя качествами.

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:

قُلْتُ : يَا رسول الله ، ألا تَسْتَعْمِلُني ؟ فَضَرَبَ بِيَدِهِ عَلَى مَنْكِبي ، ثُمَّ قَالَ : يَا أَبَا ذَرٍّ ، إنَّكَ ضَعِيفٌ ، وإنّها أمانةٌ ، وَإنَّهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ خِزْيٌ وَنَدَامَةٌ ، إِلاَّ مَنْ أخَذَهَا بِحَقِّهَا ، وَأدَّى الَّذِي عَلَيْهِ فِيهَا

«Однажды я сказал Пророку "О Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня управлять чем-либо?", – он же ударил меня рукой по плечу, а потом сказал: "О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а власть представляет собой нечто доверенное человеку (аманат), и в День воскрешения она обернётся позором и сожалением для любого человека за исключением того, кто получит её по праву и выполнит то, что ему как правителю положено"». (Муслим, 1825)

Противодействие коррупции является не только обязанностью власти и правоохранительных органов. Это является коллективной обязанностью всего общества. Поэтому хорошенько подумайте перед тем, как предложить чиновнику совершить коррупционное правонарушение.

Вспомните слова Пророка перед тем, как дать или получить взятку, ведь грех будет на обоих: на том, кто дал, и на том, кто получил. Идя на такое ужасное преступление, мы повергаем себя серьёзной опасности.

Разгул коррупции приводит страну не только к экономическому кризису, но и влияет на все слои населения, тормозит развитие всего позитивного и препятствует любому прогрессу в государстве и обществе.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.